В России приняли "антитеррористический пакет" законов, устанавливающий за гражданами массовую слежку
Бывший сотрудник Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден раскритиковал принятый Государственной думой «антитеррористический пакет» Ирины Яровой. Об этом он написал в своем твиттере, сообщает "Новая газета".
Получивший убежище в России Сноуден охарактеризовал поправки как «неоправданное нарушение прав людей». По его мнению, законопроект, который он назвал «Большим братом» «никогда не должен быть подписан».
Сноуден отметил, что хранение данных в течении шести месяцев не просто опасно, но и непрактично. По его подсчетам, даже самым небольшим интернет-провайдерам с общей полосой пропускания в 50 гигабайт в секунду понадобится хранилище примерно на 100 петабайт (более 100 миллионов гигабайт).
«Массовая слежка не работает. Законопроект отнимет деньги и свободу у каждого россиянина, при этом уровень безопасности не вырастет», - добавил Сноуден.
Накануне Госдума приняла пакет антитеррористических законопроектов Ирины Яровой.
Основные запреты и новые полномочия спецслужб: 1. ФСБ и СВР получат доступ к информационным системам и базам данных.Сотрудникам ФСБ и СВР разрешат «получать на безвозмездной основе от госорганов и государственных внебюджетных фондов» доступ к информационным системам и базам данных, в том числе удаленный (фамилии сотрудников, их персональные данные и т. д.). А в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» внесены поправки, согласно которым к розыскным мероприятиям теперь причисляется «получение» правоохранительными органами «компьютерной информации» (электронная почта, смс-сообщения).
2. Изменения в системе хранения переписки пользователей и расшифровки этой переписки по требованию госорганов.Поправки, касающиеся интернет-компаний, вносятся в закон об информации и Кодекс об административных правонарушениях. В первоначальном проекте поправок авторы требовали хранения данных пользователей только от операторов связи. Теперь хотят распространить законопроект и на «организаторов распространения информации в сети интернет», то есть практически на все интернет-сервисы. От интернет-компаний требуется хранить все данные пользователей в течение шести месяцев - причем как переписку пользователей, так и файлы, которыми те обмениваются.
Помимо этого, законодатель настаивает на том, чтобы компании предоставляли правоохранительным органам не только переписку пользователей, но и ключи шифрования к ней, если переписка или пересылаемые файлы зашифрованы.Те, кто откажется предоставить «информацию для декодирования принимаемых, передаваемых и обрабатываемых сообщений», или те, кто будет использовать несертифицированные средства шифрования, подвергнутся штрафу. Штраф составит от 3000 рублей для частных лиц до 1 миллиона рублей для юридических лиц.
Инициатива касается всех интернет-компаний, работающих в России. Хотя многие сервисы - Facebook, WhatsApp, Telegram - не имеют своих представительств России.
3. Можно судить с 14 лет. Закон расширил список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста: это международный терроризм; участие в террористических сообществах, террористических организациях, незаконных вооруженных формированиях; прохождение обучения терроризму; участие в массовых беспорядках; посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля, нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, угон самолета, поезда или водного транспорта. Но самое главное - поправками вводится ответственность для 14-летних за несообщение о преступлении, деяние, которое не связано с насилием и угрозой общественному порядку.
4. Отдельный блок поправок затрудняет ведение миссионерской деятельности в России. Под ней авторы закона понимают «распространение веры» вне культовых зданий, а также через СМИ и интернет. К пропаганде убеждений относятся публичное совершение богослужений, распространение литературы, сбор пожертвований. В жилых помещениях проповедовать отныне запрещается - законодатель приравнивает такую деятельность к экстремистской. Нельзя «направлять» миссионерскую деятельность «на нарушение общественной безопасности» и осуществление экстремизма, а также побуждать граждан к отказу от образования и «неисполнению своих гражданских обязанностей». Иностранцы-миссионеры более не смогут претендовать на получение долгосрочной российской визы на срок от одного года до 5 лет. Религиозные организации отныне будут должны приглашать миссионеров по договору.
5. Увеличены сроки наказания. Если в первом чтении версии проекта за создание вооруженного формирования грозило от 8 до 15 лет, то теперь срок увеличен до 10 - 20 лет. А за «склонение, вербовку и иное вовлечение» в совершение массовых беспорядков может грозить от 5 до 10 лет.