«Яжпсихолог»: ненаучная наука
Шучу. Психология - наука. С этой туманной приставкой: гуманитарная. Она использует научные методы. Или пытается использовать. Да и как, если знание о человеческом мозге сегодня на уровне знания о мозге медузы (у которой, как известно, и мозга-то, по сути, никакого нет). Как, если у одного из самых популярных методов в психологии - наблюдения - трактовок, как обезьян в джунглях (ну, почти). Как, если в рамки одного метода нужно внести еще сотню других. А то получится, как в анекдоте: ученые установили, что шахматы развивают мышление, логику и сколиоз. Очевидное и вероятное для большинства, тайна - для науки. Думаете, ученые, в том числе, психологи, этого не понимают? Понимают. Только сделать ничего не могут - доказать что-то научными методами сложнее, чем аксель в фигурном катании. Вот и приходится «доказывать» истины. Пожалейте бедных психологов. Поймите и простите: психология - все-таки наука.
Хотя и в подметки не годится психиатрии - тут уже точно наука. Без подмеса. Медицина называется. Правда, основные методы психиатрии - таблетки. А разговоры - это уже психотерапия (которая, конечно, тоже используется в психиатрии). Так вот, психотерапия - не наука, а «система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека». Как-то так. О едином определении, что же это такое и речи нет.
Психотерапевты всех мастей используют все, что только можно для «избавления» человека от страданий. От тряпичных кукол (куклотерапия, есть и такая) до гипноза и рисования своих чувств (арт-терапия). Какая уж тут наука - чтобы человек не мучился все средства хороши. Помогают они или создают иллюзию «помогания» - вопрос открыт. Да, и как это узнать? Научными методами? Ну-ну.
Поэтому психотерапия на научность не претендует. Просто не может. Пока. А лечить-то как-то надо. Дожидаться более полных познаний о мозге - непозволительная роскошь для человека с синдромом навязчивых состояний. Впрочем, не лечить - лучше сказать «доращивать». Так называют свою деятельность многие психотерапевты - доращивание пациента (из уровня маленького ребенка с желанием, скажем, покорить мир до нудного, скучного взрослого с его трезвым «имею желание купить дом, но не имею возможности». Опять шутка, кончено. С долей правды).
Но и тут преувеличение. Определенные выводы о человеке есть и у психотерапевтов. И не просто выводы, а целые психотерапевтические школы и направления: динамическое (психоанализ и личностно-ориентированная психотерапия), основанное на глубинной психологии, поведенческое (поведенческая психотерапия), основанная на психологии бихевиоризма и гуманистическое (клиент-центрированная терапия, разговорная терапия, логотерапия и т. д.). И да, в самих направлениях полнейшие заросли - огромная куча ответвлений и параллельных школ. Не говоря уже про различия в целях, способах и задачах.
Но мы про выводы. Многие из них основаны на простом научном методе - наблюдении. И многие сходятся у разных психотерапевтов (несмотря на то, что многие же и расходятся). Можно ли такие выводы назвать научными? В строгом смысле слова, нет. В нестрогом, да. Где проходит грань между наукой и не наукой в данном случае? Ответа нет.
Именно поэтому психотерапевтов в научном сообществе не любят. Особенно достается психоанализу. С его «сексуальными» выводами и ультимативными лозунгами. Поэтому в среде психоаналитиков популярно красивое сравнение: «За всю историю человечеству было нанесено три «нарциссических» удара. Первый нанес Галей, заявив, что Земля - не центр Вселенной. Второй - Дарвин, заявив, что человек - не вершина эволюции, а всего лишь видоизменившаяся обезьяна. Третий - Фрейд, говоря, что даже психика человека не принадлежит ему самому, он не способен ей управлять и вообще, по сути, животное». Галилея долго не признавали. Дарвина до сих пор признают не все (речь не о научной среде, разумеется). Фрейда не признает большинство даже сегодня. Кто знает, может надо тоже подождать век-другой? Впрочем, выводы самого основателя психоанализа по нынешним меркам вовсе не догма для большинства психоаналитиков. Многие из них «опровергнуты», расширены или усложнены. О чем, как правило, тоже не догадывается большинство.
Но о чем это мы? Ах, о различиях. Так вот они. Психология занимается измерением, статистикой, изучает закономерности функционирования психики (вы сталкивались с психологией, когда проходили какие-нибудь психологические тесты). Психиатрия лечит, если не сказать, увы, залечивает, усмиряя инстинкты человека путем приема лекарств. Психиатрия - пытается дорастить, «оздоровить», понять. Просьба не путать.
Стиль и орфография автора сохранены. Откройте свою