Новости и события » Общество » Китай и его неоколониализм, или Почему Поднебесная не воспринимает Россию как равноправного партнера

Китай и его неоколониализм, или Почему Поднебесная не воспринимает Россию как равноправного партнера

Китай и его неоколониализм, или Почему Поднебесная не воспринимает Россию как равноправного партнера

Зря Владимир Путин радовался 9 мая приезду своего китайского коллеги Си Цзиньпина. Если он, конечно, еще способен чему-то радоваться. К «нерукопожатному» Цзиньпин приехал, но добрые вести для Кремля этим и исчерпываются. Не прошло и месяца после майского парада, как китайский МИД сообщил: для заключения двустороннего союза между странами связи Китая и России находятся на недостаточном уровне.

Идею общей «оси влияния» Путин может похоронить. У Китая есть своя собственная мечта и свой путь широкий. Причем и то, и другое – не просто риторика, а часть политической терминосистемы. «Китайской мечтой» называет Си Цзиньпин рост глобальных амбиций своей страны, а «Шелковым путем» (в рамках Шанхайской организации сотрудничества) – новую экономическую программу взаимодействия между странами евразийского региона.

Чего сейчас хочет Китай? Развиваться. Но без американских рынков и технологий это невозможно. Просто взять и развернуться спиной к США, а фасадом к России Цзиньпин не может и не хочет. Пусть Россия делает то же самое по отношению к Европе – это ее дело. Если бы китайский лидер цитировал Черчилля, он мог бы сказать его словами: в Поднебесной нет вечных друзей и вечных врагов, есть вечные интересы. И с обслуживанием этих интересов Россия явно опоздала.

Переговоры с РФ по поставкам газа в Китай длились недопустимо долго – с 2006-го по 2014-ый. Пока Россия была способна обеспечить свой экономический рост за счет продажи нефти и газа Европе, она занимала жесткую позицию в диалоге с Пекином, которого не устраивала цена. Но игра на нервах завершилась, когда Россия развязала войну против Украины и оказалась в изоляции. Чтобы оставить за собой хотя бы азиатский рынок сбыта, Кремль в конце концов сбросил цену. Но Пекин уже понял, что он в этих отношениях – доминирующая сторона, и выторговал себе как бонус к дешевому газу еще и пакет выгодных контрактов.

Возможно, именно Китай видит в кремлевском вожде то, чего не видят другие (ведь даже в Украине Путина склонны демонизировать) – довольно слабого, неуверенного, загнанного в тупик лидера страны, которая стремительно теряет позиции во всех возможных сферах. С ним (Путиным) можно говорить менторским тоном. Только Китай в этом, конечно, не будет – не тот менталитет. Пока Китаю это выгодно, он будет держаться России.

Например, проведет совместные российско-китайские военные учения в Средиземном море – вторые с 2013 года. А почему бы и нет? Во-первых, это еще один месседж США и их союзникам о том, что «Китайская мечта» Си Цзиньпина включает в себя и мечту о мощной армии. Во-вторых, это прекрасный повод продемонстрировать новый фрегат проекта Type 054A, который Пекин рассчитывает продать Москве. Пока что китайская армия «берет» не столько качеством, как количеством – ее армия является самой многочисленной в мире, но не лучше вооруженной. Но китайцы очень стараются. Настолько, что готовы уже экспортировать, а не импортировать оружие, и Type 054A – тому подтверждение.

Да, времена меняются, и только анахронизм на имя «Путин» способен не замечать такую очевидную вещь. Когда-то в 90-х годах Москва сыграла важную роль в стремлении Пекина восстановить свою армию. Это было взаимовыгодное сотрудничество: Китай получил необходимое ему военное оборудование, а российская экономика – инъекцию выгодных заказов. Сейчас же китайские военные технологии ушли значительно дальше, чем устаревшие российские.

«Дружить армиями» с Россией стало уже неинтересно, интересно покупать у нее дешевый газ, нравится это Путину или нет. А что интересно делать совместно с РФ еще? Например, демонстрировать «американской гегемонии», что и в азиатском регионе также есть сила, с которой стоит считаться. Только Пекин делает это ненавязчиво, по-восточному мягко, а Москва – совково-нахраписто.

Несмотря на все попытки России, как остроумно замечает западная пресса, «обнять Китай настолько крепко, насколько это возможно», это никоим образом не помогает ей восстановить статус супердержавы. Оно и понятно: ведь к этому статусу Путин хочет вернуться на позвоночнике Китая. А Китай и не уходит из этих объятий, и не сжимает своего навязчивого визави взамен. Китай выжидает.

Еще довольно выгодно бросать вызовы Америке и Европе, но совсем не выгодно сближаться с РФ еще теснее, корректируя существующий статус кво. Китайский МИД разъясняет: структура двустороннего экономического сотрудничества стран является нерациональной. Почему? Потому что взаимные инвестиции находятся на недостаточном уровне, сотрудничество в крупных и средних проектах не сбалансировано, отдельные подписанные соглашения существуют только на бумаге.

Китайцы понимают: их экономика является мощной, а русская – деградирующей. Китай выходит на глобальный уровень, Россия становится все менее привлекательной даже для союзников из числа бывших советских республик. Россия лелеет мертворожденный Евразийский союз как альтернативу ЕС (при этом Казахстан – главная тектоническая плита этого объединения – не исключает своего выхода из ЕврАзЄс), а Китай тем временем соблазняет потенциальных партнеров «Шелковым путем».

Россия сеет деструкцию, развязывает войны, нарывается на санкции, а Китай в глубине души доволен, что настойчивое и последовательное самоубийство Москвы, во-первых, повышает акции Китая, а, во-вторых, несколько отвлекает внимание мирового сообщества от событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поскольку все познается в сравнении, репутация Китая как еще одного автократического государства несколько размывается и тускнеет на фоне исключительно агрессивного поведения Кремля.

И хотя Китай воздержался, когда в ООН голосовали за резолюцию против России, это отнюдь не означает поддержку Москвы. Скорее наоборот. Это первый для Путина серьезный повод задуматься о стиле отношений с Китаем. А относительно последнего, то он для себя уже все решил: в паре с Россией он является старшим партнером, а не наоборот, как это было во времена СССР. Именно поэтому он будет диктовать правила игры и не уступит углублением военных и экономических связей с Индией и Вьетнамом, в которые также сует лапу и Москва.

Именно Китай будет определять политику в своем регионе, сохраняя толерантность и к другим регионам – Америке и Европе. России же он может предложить разве что неоколониальные отношения. Возможно, Путину стоит согласиться и на это – пока ситуация снова не изменилась не в его пользу.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected]

ООН Пекин


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх