Как стать айтишником: обзор рынка IT-образования Украины
Готова ли образовательная система в Украине готовить необходимое количество кадров для IT-сферы? А главное, смогут ли эти кадры удовлетворять потребности рынка?
Кризис в Украине вызвал новую волну интереса к IT-отрасли. Многие эксперты считают ее спасательным кругом для экономики. В сложившихся условиях именно она продолжает привлекать иностранные денежные вливания и создавать рабочие места. Более того, IT - единственная отрасль, в которой наблюдается дефицит кадров. При чем, по словам IT-рекрутера Анны Стеценко, такая тенденция сохраняется на протяжении последних 10 лет. И не только на украинском рынке. Роман Хмиль, один из основателей фонда BrainBasket, в интервью IGate сказал, что спрос на айтишников на мировом рынке огромный. "У нас сейчас выпускается 10 тыс. специалистов в год, и их разбирают на аутсорс. Если бы мы производили 20-30 тыс. программистов в год, им бы тоже нашлась работа", - считает он.
Но готова ли образовательная система в Украине готовить такое количество кадров для IT-сферы? А главное, смогут ли эти кадры удовлетворять потребности рынка?
Многие компании неоднократно жаловались, что учебные программы IT-специалистов не соответствуют реалиям индустрии. Но в последнее время игроки рынка стали замечать изменения в государственном образовании. "Ситуация немного улучшилась благодаря тому, что университеты наконец осознали, для какого сегмента рынка они готовят специалистов и насколько это важно", - считает Степан Веселовский, исполнительный директор Lviv IT Cluster. У них есть проект IT-expert, направленный на консультативную помощь, модернизацию учебных программ и организацию экспертных занятий, где студенты могут общаться с профессионалами отрасли. По словам Веселовского, главная проблема - это зависимость университетов от государственного финансирования. Если есть гарантированные дотации от Министерства, у университетов отсутствует мотивация развивать инновационные методы обучения. Выход из ситуации в кластере видят в предоставлении государственных дотаций не вузам, а студентам, которые сами решат, где хотят учиться. В этом случае у университетов будет стимул модернизировать подходы к образованию.
Совершенно иная ситуация наблюдается в частных вузах. "На примере Украинского католического университета мы видим, как быстро частные вузы могут запускать новые программы, как тесно они сотрудничают с индустрией. Сейчас на базе вуза запускается бакалаврская программа Computer Science, аналогов которой нет в Украине", - рассказывает Веселовский. Он придерживается мнения, что глобально проблему образования можно решить только революционными методами со стороны Министерства.
Представители образовательной системы видят проблему под другим углом. Вера Любченко, доктор технических наук, преподаватель кафедры "Системное программное обеспечение" Одесского национального политехнического университета, говорит, что компании, которые жалуются на то, что программы обучения IT-специалистов не соответствуют потребностям рынка, обычно не в состоянии сформулировать эти самые потребности. А те, кто способен, принимали участие в разработке стандарта подготовки бакалавров по направлению "Программная инженерия". Поддерживает ее и координатор проекта "Партнерство с предприятиями" Юлия Сулимова: "Очень хотелось бы получить своего рода матрицу компетенций для уровня intern и junior". Более того, университет видит необходимость не только во взаимодействии вуза и компании по принципу "жесткой сцепки", а и в сотрудничестве с отделами исследования и развития (R&D) компаний. Такое партнерство усилит позиции всех. В университете не отрицают, что проблема с актуальность учебных курсов существует, но объясняют это рядом причин. Во-первых, необходимостью времени на подготовку нового курса. Преподаватели всегда отстают, потому что, стартуя в одной точке времени при одинаковых условиях, разработчик сразу тратит время на освоение новой технологии, а преподаватель должен потратить время на освоение технологии и подготовку курса прежде, чем начнет его преподавать. Во-вторых, старением преподавательского состава. "Молодежь уходит в индустрию из университетов: при зарплате на порядок больше бесполезной работы на порядок меньше", - признает Любченко.
В одесском "Политехе" говорят, что стали более открыты к общению с представителями IT-индустрии, расширили формат контактов: совместные семинары, тренинги, встречи. "У нас есть отличные примеры взаимодействия "компания-вуз", когда компания открывает лаборатории на базе кафедр", - добавляет Юлия Сулимова. У них это Luxoft, NetCracker и Sigma Software.
Несмотря на то, что образовательный процесс начал меняться, сами работодатели часто доучивают выпускников профильных ВУЗов. Юрий Антонюк, глава украинского офиса Epam, говорит, что их компания в среднем дообучает около тысячи людей в год. На обучение уходит 6-12 месяцев. Примерно 40% проходит два этапа отбора и устраивается к ним на работу. А вот в компании Sigma Software берутся доучивать выпускников только в том случае, если на это уйдет не более трех месяцев. Менеджер проектов Евгений Яковлев описывает недавнюю ситуацию: "Из 140 выпускников мы нашли трех, удовлетворяющих нашим критериям".
Ряд крупных аутсорсинговых IT-компаний взял инициативу в свои руки и самостоятельно занимается подготовкой кадров. Так, компания SoftServe еще в 2006 году основала собственную IT Academy. В этой академии студенты 4-5 курсов и люди без опыта в IT могут пройти 3-4-месячные курсы. За год обучение проходят около 600 человек. Компания трудоустраивает около 70% выпускников.
Интернатура по подготовке начинающих специалистов также есть у Luxoft. Виталий Нужный, управляющий директор Luxoft в Украине, рассказывает: "Мы рассматриваем оплачиваемую интернатуру как среднесрочную стратегическую инвестицию в будущее нашей компании, ведь 90% выпускников программы, как правило, становятся сотрудниками Luxoft".
На данный момент в компании ELEKS, помимо обычных курсов, существует академия для участников АТО. Кроме технической составляющей, она включает занятия по английскому языку и коммуникативным навыкам, а также психологическую помощь от специалистов. Лилия Мудрык, руководитель ELEKS University, говорит, что курс очень интенсивный - занятия проходят пять раз в неделю. Финальные результаты можно будет оценить в конце июня, но уже сейчас ребята презентуют свои первые достижения - собственноручно разработанные компьютерные игры.
Отдельный кластер IT-образования в Украине - это краткосрочные частные курсы. Василий Сливка, соучредитель учебного центра IT Labs, советует при выборе курсов обратить внимание на соотношение количества выпускников и трудоустроившихся после прохождения обучения, проанализировать, какие специалисты наиболее востребованы по количеству вакансий на специализированных сайтах и пообщаться с выпускниками.
У платных курсов есть свое преимущество - это мотивация. Студент вкладывает деньги и усилия и хочет, чтобы все инвестиции окупились. В среднем длительность курсов составляет от 25 до 50 часов. Самые дешевые "IT для старшеклассников" - 1,5 тыс. грн., самый дорогой - Advanced Java, за который нужно отдать 6 тыс. грн. В IT Labs отмечают, что сейчас выпускникам уровня junior трудоустроиться гораздо сложнее, чем два-три года назад. А вот те, кто приходит повысить уровень своих знаний, без проблем находят работу. Точный процент трудоустроившихся нам не смогли назвать ни IT Labs, ни BrainBasket, ни GoIT.
Наталья Зуб, вице-президент по развитию Innovecs, рассказывает, что иногда в их компании собеседуют выпускников курсов на некоторые проекты. "Успешных наймов пока еще не было, но уровень такие выпускники показывают достаточно хороший", - делится Наталья.
В ассоциации "ИТ Украины" считают, что начинать готовить IT-специалистов нужно еще со школьной скамьи. Виктор Валеев, директор ассоциации, рассказал, что в этом году запускается бесплатная летняя школа программирования для детей со всей Украины. В этом же направлении действует луцкий IT-кластер. Виктор Левандовский, генеральный директор компании InternetDevels и один из учредителей кластера, говорит: "Мы подписали соглашение с управлением образования и встречаемся с 9-11 классами в каждой школе Луцка, агитируем школьников выбирать IТ-специальности. Проект называется "Я знаю про IT".
В начале нулевых в тренде были профессии юриста и экономиста. Сейчас - айтишников. Если все инициативы, которые запустились в украинском IT-образовании за последние пару лет, помогут удвоить айтишников, то вскоре в нашей стране будет 500 тыс. программистов, тестировщиков, дизайнеров и прочих представителей компьютерных профессий. Но если возникнет избыток кадров?