Опиоидные лекарства для паллиативных больных не приводят к наркотической зависимости - эксперт
Заблуждения о применении опиоидных лекарств для обезболивания паллиативных больных распространены не только в Украине. От них надо избавляться путем ведения плановой просветительской работы.
Опиоидные анальгетики - это не наркотики в привычном для большинства смысле этого слова. Практика показывает, что с таких лекарств легко переключать пациента на другие препараты, потому что они не вызывают привыкания. Об этом сообщила руководитель благотворительного фонда помощи онкобольным детям "Краб", председатель комиссии Общественного совета при Минздраве Украины по вопросам благотворительности в сфере здравоохранения Лариса Лавренюк, комментируя соответствующее заявление ВОЗ.
Так, по словам эксперта, ложные представления о том, что опиоидные лекарства вроде могут привести к распространению токсикомании, существовали всегда.
"Я даже помню, когда к нам приезжали проводить тренинг врачи из Канады, психологи, вообще люди, которые работают с паллиативной помощью и оказывают паллиативную помощь - они одним из препятствий называли то, что родственники отказываются от применения опиоидных анальгетиков, аргументируя это тем, что он станет наркоманом. Но представьте себе, паллиативный человек, которому осталось прожить месяц-два, например, и они (родственники) отказывались от обезболивания именно опиоидными анальгетиками. То есть, такое представление существует у всех, не только в нашей стране. И это скорее зависит от человеческого фактора. Оно всегда будет существовать. Просто об этом нужно постоянно говорить, подчеркивать, развивать само понятие, что такое паллиативная помощь", - сказала она.
По словам Л. Лавренюк, для разрушения ложных представлений об обезболивании нужно проводить просветительскую работу и среди родственников больных.
"Вообще лекарства, которые используются при обезболивании, тот же морфин - это, скажем так, не тот наркотик. Скажу иначе - в паллиативной помощи слово наркотик вообще не используется. Нет места для слова наркотик. Это опиоидный анальгетик, он не приводит к той зависимости, к которой приводят наркотики.
У нас, например, в детской онкологии - дети на обезболивании, они на амнопоне, например, находятся долгий период, есть какое-то привыкание, но его нельзя сравнить с токсикоманией, потому что его применяют для облегчения страданий, это ключевая фраза, а не с целью получить наслаждение. И с таких опиоидных анальгетиков очень легко сводят, легко переключают на другие лекарства, и дети очень легко сходят с такого анальгетика, без привыканий", - подчеркнула Л. Лавренюк.
Она также добавила, что по собственному опыту ни разу не сталкивалась с тем, чтобы из-за опиоидных анальгетиков пациенты становились токсикоманами.
"Когда человеку больно - о какой зависимости мы можем говорить...?", - задала риторический вопрос эксперт.
По словам ряда специалистов, врачи боятся назначать сильнодействующие обезболивающие, а аптеки не хотят их реализовывать из-за давления правоохранительных органов и неоправданной карательной наркополитики государства.
Как следствие, паллиативные пациенты (страдающих от боли) умирают в тяжких муках.
По словам А. Нагирняка, в паллиативной помощи в Украине нуждаются сотни тысяч человек, из них около 20 тыс. - дети.
Он также отметил, что иногда искать обезболивание для смертельно больного приходится всеми правдами и неправдами.
При этом, по словам архиепископа Сергея, доступ к обезболиванию у бойцов АТО, страдающих фантомными болями, тоже, на сегодня, ограничен.
По ее словам, этот показатель составляет всего лишь 0,02% от всех наркозависимых в Украине.
"То есть, мы ищем дракона не там. Он не в аптеках. Наркотрафик на сегодняшний день в Украине происходит не в аптеках, а в других местах. Я понимаю, что Министерству внутренних дел значительно легче искать его в аптеках, может, комфортнее, но искать его надо совсем в других местах", - подчеркнула политик.