За что турецкие генералы мстят Эрдогану
Попытка переворота в Турции - месть генералов президенту Эрдогану за то, что он пошел на поводу у США в событиях, которые могли стать началом цветной революции, за уменьшение роли армии и нанесенный ущерб ее авторитету, за аресты военных, пользовавшихся авторитетом в армии.
Попытки считать себя самым умным, самым хитрым и самым сильным до добра не доводят. Найдется кто-то, кто будет умнее, хитрее, сильнее..
Сегодняшняя попытка военного переворота - не первая при Эрдогане.
Немного истории. В феврале 2011 в Турции сценарий разыгрывался примерно так же, как и в Ливии: тысячи демонстрантов на улицах Анкары, массовые беспорядки, взрывы, раненые, стычки с полицией, слезоточивый газ и водометы. Но продолжения не последовало.
Вместо этого Суд Турции санкционировал арест семи генералов и адмиралов, обвиненных в расшатывании правительства Реджепа Тайипа Эрдогана. Перед этим, неожиданно, но после встречи с президентом и премьером, подал в отставку по собственному желанию начальник турецкого Генштаба Ышик Кошанер. Вместе с ним в отставку подали главкомы сухопутных сил, ВВС и ВМС.
Вероятно, тогда Эрдоган достиг компромисса с США. В обмен на сохранение своих позиций и возможности реализовывать свои неоосманские планы.
По мнению турецких экспертов, Эрдоган в то время стремится быть послушным Вашингтону и сосредоточил всю власть в своих руках после того, как «изгнал из турецкой армии патриотов и поставил ее на службу США».
Посол США в Анкаре в те годы - Фрэнсис Риккардоне - играл большую роль в аресте турецких офицеров, депутатов и деятелей науки в июле-августе 2011 года. При этом Риккардоне хотел создать впечатление, что США, якобы, непричастны к этим арестам, что они поддерживают демократию, справедливость и законность.
Эрдоган, в свою очередь, высказывал полную поддержку американскому послу во всех вопросах, в частности, таких, как раздробление Ирака и позиция по отношению к Сирии.
Турция взялась поставлять оружие ливийским повстанцам, непосредственно участвовала в сирийском конфликте. Незадолго до того, в июне 2010 года, Сирия, Ливан, Иордания и Турция объявляли о решении создать зону свободной торговли и ввести безвизовый режим. Представители этих четырех стран приглашали принять участие в ЗСТ все другие «братские и дружественные страны»...
Турция принимала активное участие в сирийской войне на стороне агрессора. Эрдоган в адрес Башара Асада заявлял: «Мы не будем молчать перед лицом жестокого диктатора, «молчащего дьявола», который устроил беспощадную резню собственного народа».
Немного ранее, в ноябре 2010 года, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган получил ливийскую Международную премию по правам человека от Муаммара Каддафи за «выдающиеся заслуги перед человечеством».
А в мае 2011 года, подыгрывая Западу, Эрдоган заявил журналистам, что полковник Муаммар Каддафи выбрал «кровь, слезы и угнетения», и что он должен «немедленно уйти в отставку», поставлял оружие антиправительственным силам и оказывал им политическую поддержку.
Как видно, предательство для Эрдогана - лишь один из способов достижения своих целей. Что было подтверждено, когда сбили российский самолет Су-24 и погиб российский летчик.
Нынешние события могут означать, что чаша терпения военных Турции оказалась переполнена. Они не забыли нанесенные им обиды, среди которых и ликвидация пункта в армейских уставах, в соответствии с которыми, турецкая армия обязана защищать не только рубежи родины, но и должна гарантировать соблюдение Конституции.
Эрдоган своими действиями за последние месяцы создал множество проблем для экономики страны, вследствие резкого ухудшения отношений с Россией, что лишило его поддержки значительной части населения страны.
Роль Эрдогана в кризисе с сирийскими, африканскими и прочими беженцами в Европе, закрыла перспективы безвизового режима Турции с ЕС.
Слишком рано Эрдоган возомнил себя халифом...
Эрдоган уверяет, что число мятежников не значительно, и путч будет скоро подавлен. Впрочем доступа к центральному телевидению страны у него нет. Возможно, Турция находится на пороге гражданской войны, если одна из сторон не докажет свое явное превосходство.
А это - дело ближайших часов.