От кризиса до казуса: Чем запомнились сто дней спикерства Андрея Парубия
Старый дух лучше новых двух?
Когда первый вице-спикер Верховной Рады Андрей Парубий был избран председателем, представители почти всех депутатских фракций и групп полагали, что он будет вести заседания в строгом соответствии с Регламентом работы ВР. Предшественник, Владимир Гройсман, ввел в обиход "сигнальные голосования", "рейтинговые голосования" и показал особую приверженность рассмотрению законопроектов по сокращенной процедуре.
Андрей Парубий как первый вице-спикер подчеркнуто уважал не только дух, но и букву Регламента. Однако тяжела шапка председателя ВР - "сигнальные" голосования так и не были изжиты из парламентской практики. И уже 21 апреля, спустя всего неделю после своего избрания спикером парламента, Андрей Парубий сетовал на недостаток депутатов и, соответственно, голосов в зале. Два "сигнальных" голосования по поправкам в Закон "Об Общественном телевидении и радиовещании", например, оказались провальными. "Почему ставятся "сигнальные голосования? Потому что депутатов не было в зале", - втолковывал спикер. За весь период его спикерства Андрею Парубию пришлось несколько раз закрывать заседания из-за недостатка депутатов. В последний раз - 13 июля.
Впрочем, количество самих "сигналок" по одному вопросу все же сократилось: при Владимире Гройсмане их бывало около десятка, Андрей Парубий ограничивается одним-тремя.
Предполагалось, что новый спикер будет искать свою "золотую середину" между жесткими требованиями Регламента ВР и необходимостью принимать решения чуть ли не молниеносно.
Как оказалось, такой "серединой" стали поправки в Регламент. Впрочем, несмотря на европейское происхождение реформаторского документа и плотную работу над ним наших депутатов, продукт международного труда так и не был принят. Во-первых, депутаты так и не пришли к единому мнению, что же пойдет во благо (например, три пленарные недели в месяц вместо двух), хотя все согласны с необходимостью перемен. Во-вторых, - некогда им было.
Кратко и четко, по-военному
Когда Андрей Парубий давал свой первый брифинг в качестве председателя ВР, он подчеркнул, что возглавил парламент воюющей страны, следовательно как дисциплине депутатов, так и военным вопросам (нуждам армии) будет уделено особое внимание. Если вопросами армии, боеспособности и национальной безопасности Верховная Рада действительно занималась плотно, то дисциплина и спустя сто дней продолжает хромать.
Оставалось одно: тщательно готовить "узловые" голосования. Что и было продемонстрировано спустя месяц после избрания нового спикера, когда Верховная Рада должна была дать согласие на назначение Юрия Луценко генеральным прокурором. Несколько раз, когда, казалось, вот-вот вопрос будет рассмотрен, он срывался, и в кулуарах представители фракций не скрывали, что причина тому - недостаток голосов. Только когда появилась твердая уверенность в наличии необходимого количества "за", в Верховную Раду было внесено соответствующее представление, в зал прибыл лично президент Украины, и вопрос был решен силами двух коалиционных фракций, двух депутатских групп и "Самопомочи". Зато без осечки. По тому же методу готовили и голосование по "судебным" поправкам в Конституцию Украины.
Несмотря на очевидный плюс в виде результативности, новый метод имеет и очевидные негативы. Один из них - теряется много времени, а в день голосования должна быть торжественная обстановка или хотя бы весомые аргументы. Кризис метода проявился во время голосования по Александру Онищенко (привлечение к уголовной ответственности). Возможно, метод и заработал бы эффективнее, если бы Андрей Парубий не старался, елико возможно, соблюдать действующий Регламент.
Дрон всевидящий
Зато позиционные маневры в Верховной Раде как раз при Андрее Парубие достигли расцвета. В ответ на "панамский кризис" демократическая парламентская оппозиция взялась блокировать Верховную Раду. 10 мая фракция РПЛ обступила трибуну для выступлений, настаивая на создании ВСК, и стойко продержалась на ногах до 20 мая, - в тот день "радикалы" принесли в парламент раскладушки для круглосуточного блокирования. Насколько раз протестующим удавалось сорвать пленарные заседания, к РПЛ присоединились "Батькивщина" и "Самопомич", список требований был расширен тарифной тематикой. Старожилы ожидали привычной тягомотины: внеочередные перерывы, бесконечные консультации, прерываемые, собственно, работой в зале только по особо важным вопросам.
Но Андрей Парубий доказал, что новый спикер по-новому метет. 7 июля 2016 г. сессионный зал был разблокирован депутатами-участниками АТО. Спикер заявил, что блокирование парламента в воюющей стране - преступление. В ответ фракция РПЛ объявила "сидячую забастовку", но помешать голосованиям ни она, ни партнеры не смогли. Единственным способом перебить работу Рады остался недостаток депутатов в зале. Андрей Парубий, который в бытность первым вице-спикером всегда обращался к депутатам с увещеваниями "быть на месте и трудиться", перешел к штрафам и наштрафовал прогульщиков на 1,5 млн грн.
На данный момент, судя по тому, что спикер обозначил проблему прогульщиков как одну из основных, противоядия злу еще не изобретено. Так что в этом смысле противостояние коалиции и оппозиции завершилось "ничьей", символом которой стал дрон, круживший под куполом 14 июля (с легкой руки демократической оппозиции) следивший за "кнопкодавами". Оскорбленный Андрей Парубий назвал ноу-хау достойным "папуасов". Здание Верховной Рады иногда называют "под куполом", а когда злятся - "под колпаком". Взмыв над залом, оппозиционный дрон полностью оправдал второе иносказание.
Авторитетом по наветам
Каждый новый спикер, ритуально сетуя на подупавший авторитет высшего законодательного органа страны, обещает оный поднять. Андрей Парубий скромно обозначил целью работоспособность Верховной Рады. Но за сто дней он сделал немало для укрепления авторитета украинского парламента, причем не только в нашей стране, но и на мировой арене.
Верховная Рада официально несколько раз обращалась к авторитетным международным институциям. 11 мая - к ООН, Европарламенту, ПАСЕ, ОБСЕ в защиту прав крымских татар, 31 мая - к Сенату Франции с просьбой не допустить принятия решения, которое может быть воспринято РФ как ослабление единых позиций ЕС по осуждению агрессора (вероятное снятие санкций с РФ). Обращались и к ЕС ускорить предоставление Украине безвизового режима. Одно из самых резонансных - обращение накануне Вселенского Собора к Патриарху Варфоломею предоставить Украинской православной церкви автокефалию. Сам Андрей Парубий провел немало встреч с представителями внешних партнеров Украины, что, хотя бы формально, повысило статус Верховной Рады как субъекта мировой политики.
Активничал спикер и во внутренней политике: позиция парламента по многим актуальным вопросам была обозначена особо рельефно. Это декоммунизация и жесткий отпор агрессору (РФ и Путину).
Хотя Верховную Раду в народе все чаще называют клубом бездельников, оторванных от жизни, депутаты от бренного мира не отрывались. С одной стороны, этого не позволяли активные граждане, выходившие на пикеты и даже штурмовавшие парламент. С другой, парламентарии получали неизгладимые впечатления об общения с избирателями в округах. Вероятно, и активная позиция спикера, принимавшего участие в различных парламентских слушаниях и "круглых столах", делала свое дело. Между блокадами и консультациями депутаты умудрились принять и полезные не только для себя законы. Например, повышение квот на украиноязычные песни в эфире теле- и радиовещателей, а также на украиноязычные передачи. Парламент также проголосовал пакет законов для получения Украиной безвизового режима, в частности "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих лицо или его специальный статус, во исполнение обязательств Украины по либерализации визового режима с ЕС". Не забыли и МВФ, хотя и не все приняли. Витая в эмпиреях языковой политики и геополитики, депутаты помнили и о бренном мире: исправили закон об особенностях осуществления права собственности в многоквартирных домах (кто не успел до 1 июля, без обслуживания не останутся, но и кабалы не будет), существенно снизили акциз на б/у автомобили, упростили госрегистрацию лекарственных средств и отменили регистрацию иностранных инвестиций. И последние штрихи перед каникулами: поддержка отечественного самолетостроения и ужесточение ответственности за вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Этому немало способствовало пополнение депутатского корпуса. На освободившиеся по тем или иным причинам места пришли новые депутаты. Среди них Валерий Карпунцов, Оксана Билозир. Наконец, самым ярким моментом обновления депкорпуса стал приход в Раду освобожденной из российского плена Героини Украины Надежды Савченко.
Впечатление, впрочем, испортили драки, которых на век Парубия хватило, и уход на каникулы. В силовых приемах наметился новый тренд - заменять кулаки словами или, если это невозможно, сочетать оба вида "оружия". С блеском словесные атаки применяли лидер фракции РПЛ Олег Ляшко, лидер фракции БПП Игорь Грынив и лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко. Отличился и "Оппозиционный блок": депутат фракции Вадим Рабинович обрушился на своих же соратников. Пикировка "Парасюк-Геращенко" ярко закрыла летний политсезон стычек в Раде: если мастер силовых приемов перешел к словам, это - тенденция. Заметно, что разить словом стали охотнее после выступлений в Раде Надежды Савченко. Если тренд сохранится, ораторское искусство в Верховной Раде осенью войдет в период Ренессанса.
Спикер и его тень
Хотя, не исключено, куда больший вес будут иметь слова, сказанные не публично и не обязательно Андреем Парубием. Как отметил в комментарии 112.ua директор Украинского института анализа и менеджмента политики, Руслан Бортник, если оценивать деятельность Андрея Парубия на посту председателя Верховной Рады, резкого провала не произошло и можно поставить тройку с минусом: "Почему не хуже? Многие ожидали, что вообще ничего достичь не удастся. Андрей Парубий пришел на должность главы парламента, уже бывшего в разобранном состоянии: после смены правительства в коалиции остались 2 партии и непонятно, есть у них 226 голосов или нет. Но все же, голосования поправок в Конституцию, более 200 принятых парламентом законопроектов говорят о том, что работа худо-бедно, но шла".
Опрос
Как вы оцениваете первые 100 дней работы правительства Гройсмана?
- Доволен результатом
- Разочарован результатом
- Не отличаются от работы правительства Яценюка
Вместе с тем Верховная Рада Андрея Парубия не смогла рассмотреть ключевые законопроекты, среди которых децентрализация власти, статус Донбасса, тарифы и ВСК по офшорам, пакет законов МВФ, спецконфискация и новый закон о выборах народных депутатов. "При этом сам Андрей Парубий регулярно демонстрировал не гибкость, даже по сравнению с Владимиром Гройсманом. По большому счету, в ключевые моменты именно вмешательство премьера и президента решало ситуацию в парламенте. И де факто, мне кажется, "теневым" спикером продолжает оставаться Владимир Гройсман, который решает наиболее сложные задачи, именно он договаривается с политическими силами", - высказал версию Руслан Бортник. По его мнению, поскольку ключевые вопросы не решены, "кризис парламентский усугубляется и имеет все шансы перейти в кризис политический".
У Верховной Рады остается немногим больше одного месяца, чтобы подготовиться к сложной, как ожидается, политической осени-2016. "Хвостов" с весны-лета осталось предостаточно. Расходиться на досрочные выборы парламентарии не намерены. Совпадут ли их желания с возможностями страны, - увидим.
Лилия Брудницкая