Украина или Россия - чья экономика доживет до победы?
Вот он ударил - раз, два, три- И... сам лишился сил, Мне руку поднял рефери, Которой я не бил.
Владимир Высоцкий Как известно, победа в битвах 21 века определяется не столько численностью армии и количеством ядерных боеголовок - сколько размером ВВП и современностью технологического уклада государства.
Рухнувший без единого натовского выстрела Советский Союз самое убедительное этому подтверждение.
В нынешней гибридной войне между Украиной и Россией победа окажется за той страной, чья экономика сможет хотя бы на один день дольше поддерживать политико-социальный баланс в государстве. И здесь важен не только и не столько сегодняшний потенциал - а в большей степени сегодняшние тенденции, которые завтра сформируют итоговые перспективы для ближайшего будущего Украины и России.
Четамукацапов или Медленное погружение России
По мнению большинства российских экономистов, даже при сохранении высоких цен на нефть и вне зависимости от санкций за аннексию Крыма - российскую экономику неизбежно бы ожидал глубокий застой. Экономика «трубы», тотальная коррупция, отсутствие гарантий прав частной собственности (дело «Юкоса») - все это неизбежно привело бы к падению промышленного производства и уровня жизни россиян.
Но эти тенденции были многократно усилены другими «бонусами» - резким падением цен на нефть и санкциями Запада. В итоге, даже по официальным данным, падение ВВП России по итогам 2015 года составило 3,7%. Ну а главным шоком для россиян стала девальвация вдвое российского рубля - в результате российский ВВП в долларовом выражении скукожился до одного триллиона 300 миллиардов долларов. По данным Всемирного банка, Россия по объему ВВП скатилась на 13 место в мире - уступая таким странам, как Австралия, Южная Корея и Канада.
Однако, несмотря на бодрые заявления министра экономики РФ Улюкаева о том, что экономика России уже достигла дна и вот-вот начнет всплывать, статистика 2016 года демонстрирует дальнейшее ее падение в пучину экономического кризиса. ВВП России за первое полугодие 2016 года снизился на 0,9 процента.
Реальные доходы, представленные в основном зарплатой, а также социальными выплатами, пенсиями, стипендиями, средствами от сдачи жилья в аренду, предпринимательскими доходами, падают 17 месяцев подряд.
Около 20 миллионов жителей РФ находятся за чертой прожиточного минимума. Дефицит российского бюджета, в котором почти половина (43%) доходов приходило от продажи нефти и газа за январь-май 2016 года составил 1,486 трлн рублей, или 4,6% к объему ВВП.
В преддверии выборов в Госдуму и грядущих президентских выборов в 2018 году, в России боятся резать социальные расходы. Но уже в 2017-м окончательно иссякнут запасы, накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, и тогда Москве придется на полную включать печатный станок. Падение покупательского спроса уже ведет к остановке крупных заводов - так, АвтоВАЗ в июле на три недели остановил производство.
Еще страшнее ситуация в многочисленных моногородах России, где в случае остановки градообразующего предприятия ситуация приобретает черты социальной катастрофы.
Заоблачные нефтяные цены, на которых держался негласный пакт Путина и России - мы не интересуемся политикой, но живем каждый год все лучше, ушли в прошлое навсегда.
Цены на нефть после того, как ненадолго приблизились к отметке в 50 долларов на баррель - на этой недели успели упасть ниже 43. Эксперты считают, что до конца года цены на нефть могут упасть намного ниже, до 12 долларов за баррель. Ведущие производители нефти увеличивают производство, чтобы в накануне наступления эры электромобилей и чистой энергетики успеть зафиксировать последнюю прибыль.
По оценкам финансового аналитика Степана Демуры, курс рубля уже этой зимой может опуститься до 100-125 за доллар. А это означает, что многие российские банки, лишенные возможности перекредитоваться на Западе, окажутся на грани банкротства.
В 2017 году Россию ожидает крупнейший за всю ее историю социально-экномический кризис, который может повлечь за собой и серьезные политические изменения.
По мнению российского экономиста Владислава Жуковского, путинский режим уже неспособен реанимировать экономику.
«Нефтегазовый Титаник тонет последние 3-4 года, счет идет на несколько лет - политическая и экономическая системы неконкурентоспособны и монополизированы, закрыты от внешних сигналов и конкурентного очищения.
Сегодня российская экономика находится не просто в кризисе, вызванном внешними санкциями и низкими ценами на нефть, а в глубочайшем структурном и системном кризисе. Без решения фундаментальных проблем выход из кризисной ситуации невозможен. Как и сто лет назад, стоит вопрос о власти и собственности».