Недооцененный рубль. Как мультивалютная денежная система «бьет» по карманам жителей «Л/ДНР»
Зачем мне ваши гривны! - продавщица овощного павильона решительно отказывается от предложенного варианта оплаты. - "Завтра" их отменят. Что мне с ними потом? Солить?
Речь, правда, не обо всей валюте, а только о мелочи. Тут же за весами на прилавке стоит немаленькая коробочка, доверху наполненная "полтинниками" и гривневыми моментами. Откуда они "вылились" в таком количестве на рынок т. н. "Л/ДНР" - из "национализированных" хранилищ "Ощадбанка", из копилок местных жителей, из Украины вместе с закупками - сказать трудно. Скорее всего, одного варианта ответа нет.
Женщина отчасти права: сегодня гривна усиленно теснится рублем. Российская валюта активно вливается в местный рынок с социальными выплатами. Но в этой ситуации есть и другая сторона. Рублям в магазинах тоже не рады, ведь большинство товара в "зоне" все еще украинского производства.
Публично известно, что местная "власть", введя в оборот российскую валюту, установила ее фиксированный курс к гривне: 2 к 1. Закупщики и рядовые жители, выезжая за пределы "зоны", попадают в реальность, где за украинскую единицу нужно будет отдать 2,3 - 2,5 рубля.
- Единственные, по ком это серьезно бьет, это простые люди, - рассказал нам экономист-практик со стажем работы в банковской сфере. Сегодня он проживает на захваченной территории, поэтому попросил не называть его имени.
- Пенсии и другие соцвыплаты оставили прежними, только, чтобы выдать в рублях, умножили на 2. Но реальный курс другой. Поэтому теряют, в итоге, простые люди. Как? Можно сказать, что этими же рублями по тому же курсу 1 к 2 можно расплатиться в магазине. Однако, все помнят, как, с введением т. н. мультивалютной системы, резко подорожали товары на полках. Все просто. Предприниматели дружно взяли и подняли рублевый ценник. И от него уже "рисовали" гривневый. Было два варианта: либо они теряют прибыль, когда покупатель расплачивается рублями, либо покупатель теряет, расплачиваясь гривнами. Думаете, кто-то навредил своему карману?
И это не единственная финансовая особенность на той стороне фронта. За год местные жители привыкли ко многим условностям
- Считайте деньги, не отходя от кассы. Оплата и сдача теперь может оказаться в разных валютах или вообще смешанной. Например, даете в рублях, а сдачу получаете и в рублях, и в гривнах.
- Если, расплачиваясь, вы положите на прилавок более 2-3 монет, то рискуете быть посланным в мягкой или грубой форме. Мелочь нынче не в почете.
- Обналичить гривневую банковскую карту можно моментально. Такую услугу предоставляет множество точек: отделы и магазинчики. Берут 4-5%. Частенько завлекают скидками на свой товар. Появилась возможность обналичить карту в рублях по местному курсу с процентом комиссии 0!
- Дай гривны - получи скидку. Хоть "правительство" в свое время ввело жесткий курс, кое-где уже сегодня можно приобрести товар со скидкой (часто - непубличной), если расплачиваться гривнами.
- Не купить за рубли: крупные партии, часто - стройматериалы. "Специалисты" по оформлению пропусков АТО за деньги, тоже не возьмутся это сделать за российские.
Мой собеседник-экономист рассказывает, что бережет гривню в кошельке и в первую очередь избавляется от рублей:
- Вливания украинской денежной наличности в местный рынок очень скудны. Если все останется, как есть, она осядет в карманах предпринимателей и будет использовать исключительно для закупок. Экономика не может долго оставаться в нынешнем извращенном состоянии. Она сама себя исправит, и автоматы тут не помогут. Очевидно, что ей, рано или поздно, придется "прилипнуть" или к РФ, или к Украине. В первом случае будет нужна индексация, с целью увеличения соцвыплат и зарплат. Тогда регион придется содержать России или же его накроет бедность. Второй вариант наиболее выгоден, но, мне кажется, именно от него и пытаются уйти в "республиках".
Не секрет, что производство на Донбассе, даже в мирное время не окупало регион, с его шахтерскими пенсиями и "регрессами". Поэтому жителям остается надеяться, что РФ не перестанет оплачивать их пенсии. А также ждать очередных валютных новшеств.
Дмитрий Соловьяненко