Чай, пляж, гараж: что важно для инноваций
США, Германия и Россия конкурируют за инновации и умные головы. Топ-мененджер и ведущий ученый сравнивает три страны. Что они могут предложить молодому специалисту?
Инновационный центр "Сколково", Стэнфордский университет, немецкий концерн SAP - для Виктора Таратухина, директора инновационных сетевых стратегических проектов в SAP, это этапы карьеры. DW решила узнать у топ-менеджера, кто же ведет в счете в гонке за инновациями и лучшими умами - США, Германия или Россия.
DW: Виктор, можно ли вообще сравнивать Россию с такими странами, как США и Германия? Виктор Таратухин:Я часто посещаю Россию и много работаю со студентами и аспирантами с НИУ ВШЭ и МГТУ имени Н. Э. Баумана. У России много сходств с Германией, например, фундаментальность образования. С другой стороны, я вижу и много из американской системы, в частности, открытость принятия решения. Что пока не работает, так это путь от научных разработок в практику: он либо занимает много времени, либо не реализуется вообще.
Но причина не в том, что студенты в России неактивные. Наверное, в стране нет пока потребности у самой промышленности. Я встречал много ребят из России в Кремниевой долине. Они вынуждены приезжать в Германию, США, чтобы реализовывать свои идеи.
- А в сфере образования у какой системы больше преимуществ?
- Если говорить про образование и науку в Германии, России и США, мне кажется, что это все дополняющие друг друга элементы. Россия дает великолепное фундаментальное образование. Германия - ориентированное на практику образование. Для студента из России очень важно, чтобы в его карьере присутствовали научная или образовательная стажировка, проектный семинар или магистратура в Германии. Это базис студента - понимание Европы. С другой стороны, США дают мощный всплеск инноваций.
- Для вас научная и педагогическая деятельность в Стэнфорде тоже стала некой кульминацией карьерных ожиданий?
- По приезду в США у меня была эйфория. Стэнфордский университет действительно обладает уникальным духом инноваций. В Кремниевой долине люди проще идут на контакт. В Германии как стране с традиционной научной культурой до сих пор присутствуют определенные академические иерархии. Они постепенно уходят, немецкие университеты меняются, но пока это чувствуется на культурном уровне. И это препятствует более активной коммуникации.
Виктор Таратухин в Стэнфорде
- Сами немецкие студенты, которые были уже в Америке, говорят, что там реализовать свою идею проще. Не упускает ли Германия время и возможности в конкуренции за инновации?
- Германия - очень инновационная страна. У нее огромный потенциал, как промышленный, так и научный. Но это так называемые "длинные" инновации, которые разрабатываются годами, в промышленности. А часто, особенно в области информационных технологий, идею нужно реализовывать быстро. И быстро - это буквально завтра.
Вот вам пример. Я читал в Стэнфорде курс по инновациям. Один из студентов после занятий подошел ко мне и спросил: "Виктор, (там принято обращаться по именам), я знаю, что вы живете в кампусе. Мы с друзьями открыли фирму, и нам нужен гараж для разработок". К сожалению, у меня было только место для парковки. Гараж они нашли и без моей помощи. И сейчас успешно работают. Этот пример показывает, насколько открыты студенты. Очень важна ориентация на решение задачи. В Германии, наверное, коллеги более осторожны.
- Я даже не буду спрашивать, возможна ли такая ситуация в России. Но не могу не задать следующего вопроса. В России сейчас приветствуется патриочески настроенная молодежь, а вы уверяете, что новое поколение - поколение Миллениума - хочет решать глобальные задачи, спасать мир... Легко ли российским студентам, скажем так, работать не на страну, а на глобальное сообщество?
- Мне очень сложно ответить на этот вопрос, так как с моими студентами мы не общаемся на эти темы. Они ориентированы на решение своих научных задач. Я воспринимаю это как сформированный миф. По моим наблюдениям, препятствий у молодого поколения сейчас нет. Мир для них открыт. Чем меньше мы будем уделять внимание вопросам политики, тем меньше мы будем думать о странах, границах.