HR-специалисты и социолог о надвигающемся кадровом кризисе, спровоцированном демографическим провалом 90-х годов
В июле 2016 года в материале для издания «Коммерсантъ» представители компании «Вымпелком» (бренд «Билайн») спрогнозировали скорое наступление в России кадрового кризиса, спровоцированного демографическим кризисом 1990-х годов. Редакция узнала у представителей отрасли, действительно ли индустрии грозит такой кризис и как к нему подготовиться.
Наталья Альбрехт исполнительный вице-президент по организационному развитию и работе с персонала ПАО «Вымпелком»
По прогнозам ведущих аналитиков, в ближайшие годы рынок действительно ждет серьезный дефицит высококвалифицированных специалистов. Дело в том, что несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации в последние годы, по-прежнему отмечается снижение рождаемости, и вопрос нехватки профессиональных кадров уже сегодня стоит достаточно остро. Больше всего дефицит кадров ощутим в отраслях, которые традиционно считаются малопрестижными, либо же требуют особых знаний, как, например, ИТ и телекоммуникации.
В телекоме, несмотря на нехватку специалистов, удается сохранять достаточно высокий уровень зарплат, однако этого явно недостаточно, чтобы выиграть битву за таланты в условиях кадрового кризиса. И особенно в текущей экономической ситуации, когда компаниям приходится искать новые пути экономии и одновременно повышать эффективность работы сотрудников.
«Вымпелком» решает этот вопрос с помощью специальных программ мотивации персонала, проведения обучающих мероприятий для ключевых лидеров - специальные модульные программы совместно с западными школами и школой «Сколково».
Для решения кадрового вопроса «Билайн» также уделяет особое внимание программе стажировок, отбор на участие в которой ведется только в стратегические подразделения компании. Стажеры 2016 года будут учиться работать на будущее компании и участвовать в рабочих проектах. Стажировка «Поколение Digital» - это наша гордость, эффективность говорит сама за себя - более 70% стажеров продолжают работать в компании. Татьяна Гусева менеджер по развитию бренда «Лаборатории Касперского»
Это не только правда, более того - кадровый кризис уже наступил, поэтому это уже не перспектива, а реальность сегодняшнего рынка труда.
Безусловно, кадровый кризис ощутим в каждой сфере, но очень по-разному. В индустриях, где необходим массовый набор сотрудников, он состоит именно в количестве людей трудоспособного возраста.
Для ИТ-индустрии это нехватка талантов, однако поскольку здесь основной критерий всегда был не количество, а именно талант, мы в меньшей степени страдаем от кадрового дефицита, чем от отсутствия хорошей технической подготовки в вузах. Не секрет, что есть топовые университеты, где академическая база сильная, но в других вузах, особенно в регионах, уровень, к сожалению, ниже наших ожиданий.
Компаниям предстоит приспосабливаться к новой реальности и учиться быть в ней успешными. Быть работодателем, к которому захотят присоединиться талантливые люди, сколько бы их ни было. Как показывается история «Лаборатории Касперского», чтобы стать лидером индустрии, иногда достаточно небольшой команды людей, по-настоящему объединенных общей целью, ценностями и потенциалом. А дальше, если все делать правильно, их станет не одна тысяча. Наталия Годжаева генеральный директор Superjob.ru
С каждым днем роботы все больше заменяют человека: за рулем автомобиля, в доставки грузов, в преподавании и медицине. Даже если мы и столкнемся через несколько лет с демографической ямой и на рынок труда выйдет меньше молодых специалистов, многие рабочие места будут роботизированы.
Уже сегодня это происходит в колл-центрах, супермакретах, логистике. Есть риск, что и более квалифицированные специалисты могут ощутить конкуренцию со стороны технологий. Сложность испытают те компании, которые и сейчас тратят много сил на поиск и привлечение специалистов с высокой квалификацией. Такие профессионалы станут еще дороже и требовательнее к условиям работы. Елена Емеленко руководитель консалтингового центра HeadHunter
Рынок труда уже несколько лет назад начал ощущать на себе последствия демографической ситуации 90-х годов, и ближайшие 2-3 года эта ситуация только усугубится.
Многие крупные компании стали понимать, что молодые специалисты зачастую оказываются для них слишком дорогой аудиторией. У молодежи большой выбор, на них нацелены все самые современные HR-брендинговые кампании, и конкуренция за таких сотрудников очень высокая.
Так что те, кто раньше активно боролся только за молодежь, начинают постепенно открываться и для других аудиторий - мигрантов, людей старшего возраста, работников, переквалифицирующихся из других профессий, людей с инвалидностью. Наша практика показывает, что такие работники более лояльны, стабильны и зачастую имеют меньше амбиций в денежном плане.
Например, если раньше компании быстрого питания были в глазах молодежи желанным местом для временной работы или старта карьеры, то сейчас мы все чаще видим мигрантов среди их сотрудников. И это уже не мода, а реальность.
Другой пример - на hh.ru все больше появляется вакансий, имеющих маркировку о доступности для людей с инвалидностью. Это самые обычные вакансии, где работодатель ради успешности бизнеса отбросил предрассудки и готов оценивать кандидатов исключительно по их профессиональным качествам. Павел Гужиков генеральный директор Icon Job
Да, действительно, сейчас мы видим результаты демографического кризиса 90-х: согласно статистике, на 2016 год приходится самый низкий процент 18-летних, которые потенциально могут пополнить рабочую силу.
Почему это произошло? Во времена 90-х у населения была проблема с осознанием перспектив - в какой стране будут жить дети? Одновременно с этим люди перенесли несколько потрясений: экономический кризис после распада СССР, политический кризис в 1993 году и последующие сложные выборы в 1996 году, война в Чечне, финансовый кризис в 1998 году.
Все это привело к национальной депрессии, связанной с отсутствием перспектив для себя и детей и соответственно к образованию демографической ямы.
Прежде всего будет ощущаться недостаток квалифицированного персонала в ИТ, HRM (развитие, обучение, мотивация персонала). Также будет не хватать инженеров и аналитиков. Это связано с недостаточной гибкостью системы высшего образования в России в условиях перехода в постиндустриальное общество, а также с перепроизводством вузами менеджеров и потерей престижности технического образования из-за низких финансовых компенсаций.
Повлиять на ситуацию могут крупные отечественные компании, которые больше всего нуждаются в квалифицированных кадрах. Им стоит не рассчитывать на государство, а самим растить себе работников: поддерживать школьников, создавать, усиливать и адаптировать к реальности свои образовательные программы в училищах и подшефных вузах, гарантировать трудоустройство. Полина Колозариди социолог
На мой взгляд, проблема с низкой рождаемостью в 1990-е годы может хорошо повлиять на российский рынок труда. Причины две - дискриминация и роботы.
Во-первых, дискриминация по возрасту. Работодатели могут наконец пересмотреть возрастные планки, которые есть во многих сферах. Вот это «возраст 23-45, опыт работы - не менее двух лет». Вообще-то при текущем уровне жизни в крупных городах люди после 45 вполне могли бы работать, но увы. Все говорят про life-long education, но пока мы не видим никаких результатов. Надеюсь, сейчас увидим.
Во-вторых, механизация труда, которая происходит медленно, но верно. Сейчас на предприятиях иногда возникают ситуации, когда и можно бы сократить часть кадров, заменяя некоторые виды рутинного труда системами и машинами. Но возможная безработица останавливает управленцев.
В идеальном мире все бы воспользовались текущей ситуацией и оптимизировали некоторые предприятия, особенно там, где можно заменить тяжелый механический труд машинным. Но в действительности, подозреваю, все будет не так. А под сокращение попадут все равно пожилые и наименее защищенные сотрудники.
Государство этой проблемы не понимает, хотя догадывается, что в стране структурная безработица. Но чтобы решить как-то грядущий социальный кризис, надо серьезно менять отношение к работникам и обществу, а ни бизнес, ни государство этого делать не хотят.