Музыкальную школу в Чернигове надо расширять
Каждый из нас когда-либо занимался ремонтом. Косметическим или серьезной реконструкцией - неважно. Людям это нужно, чтобы дом, квартира, комната стали уютнее. А что если с тем же лекалом подойти к городскому «ремонту»?
Вместе с известным черниговским архитектором Вильямом Жигинасом редакция «Семи дней» запускает целую серию статей, из которых читатели смогут узнать о том, как много упущений и недоработок мы привыкли не замечать и насколько мощный потенциал скрыт под обшарпанными стенами нашего родного города.
У Вильяма Жигинаса есть целая программа возрождения облика города (архитектор жалуется, что власти уже полгода не удосужились изучить ее и отреагировать).
Она состоит из 64 предложений, которые бы сделали улицы нашего древнего города более уютными и опрятными, а возможно, и привлекли бы поток туристов, спортсменов и творцов со всей страны.
Некоторые из них показались нам интересными и заслуживающими того, чтобы реализовать на страницах газеты целый проект.
Для старта остановились на проекте пристройки к детской музыкальной школе № 1 им. Вильконского (ул. Шевченко, 23). Интересен он потому, что готовая документация пристройки пылилась на полках почти четыре года и лишь недавно получила новый толчок.
Ее реализация сейчас как никогда возможна и необходима, ведь воспитанникам учреждения приходится осваивать творческую профессию в аварийном довоенном доме.
Тесно, как в спичечном коробке
Когда музыкальную школу № 1 строили в 1962 году, она была рассчитана на 300 учеников. Большой концертный зал с амфитеатром и безупречной акустикой, а также широкий вестибюль занимают треть всего строения, поэтому классов, размещенных во флигелях, в здании изначально было немного, зато они очень просторные и светлые.
Запланированному количеству юных музыкантов здесь было бы комфортно, но сейчас в учреждении занимается более 700 детей, и это существенно затрудняет его работу. Ко всему в школе функционирует целых 32 детских творческих коллектива: четыре хора, оркестр народных инструментов, а также духовых, ансамбль виолончелистов, и домристов, и пр. В общем, всем им здесь попросту тесно.
Еще несколько лет назад положение спасало то, что многие школы города работали в две смены. Сегодня же часть общеобразовательных заведений перешла на утренний режим, и составлять расписание стало еще сложнее.
- Я не могу сказать, что первая смена у нас пустует, но загружена она на порядок меньше, чем ранее. Иногда мы вынуждены работать до полдевятого-девяти вечера. Другого выхода не остается, - сетует директор Ольга Астафьева.
Чтобы хоть как-то увеличить количество кабинетов, во время капитального ремонта несколько классов разделили стеной. Даже из подсобного помещения, которое использовали как костюмерную, соорудили небольшой кабинет, а всю огромную «коллекцию» нарядов переместили в общий гардероб в холле.
С вопросом по поводу расширения директор неоднократно обращалась к городским властям. В 2011 году музыкальной школе № 1 наконец отдали рядом стоящее административное здание, которое когда-то принадлежало КП «Парковка и рынок», и 500 квадратных метров земли под ним.
Старая развалина - новые возможности
Это довоенная деревянная постройка. Она была возведена еще в начале ХХ века как жилой дом. От старости и вследствие неправильной эксплуатации здание сильно перекосило: фундамент его просел, окна поплыли, пол проваливается, как, впрочем, и крыша.
Вентиляции внутри нет, проводка проложена прямо по стенам, здесь влажно, зимой холодно и повсюду - специфический запах, характерный для обветшалых домов.
В июле 2011 года ДП «Черниговский экспертно-технический центр» провело экспертизу строения. Согласно ее результатам комиссия признала здание непригодным к эксплуатации и рекомендовала его демонтировать.
Опираясь на заключение экспертов, Ольга Астафьева и известный черниговский архитектор Вильям Жигинас стали обивать пороги чиновников, пытаясь найти средства для сноса «избушки» и возведения пристройки - как называют ее создатели, «храма хорового пения». Здесь и начались их хождения по мукам.
Вначале власти вроде бы откликнулись, но денег в бюджете найти так и не смогли. Заручившись поддержкой народного депутата, удалось выбить небольшую сумму на разработку всей документации и проекта, но дальше дело не пошло.
Уже тогда стало ясно: воплощение замысла может затянуться на долгие годы. Чтобы временно решить проблему нехватки классов, руководство музшколы за свой счет сделало в фактически аварийном здании косметический ремонт и оборудовало шесть дополнительных кабинетов.
- На ремонт денег у города мы не просили, ведь понимали, что это бессмысленно, - поясняет директор.
- Своими силами мы чуть-чуть привели его в порядок: залатали пол и крышу, сделали крыльцо, поклеили обои, повесили занавески - в общем, сделали вид, что это хоть на что-то похоже. Конечно, они разительно отличаются от классов, которые находятся непосредственно в школе, но делать нам было нечего.
На протяжении нескольких лет им не удавалось сдвинуть проект с мертвой точки, но недавно народный депутат посетил учреждение и, узнав о проблеме, пообещал найти нужную сумму.
Лаконичная, но функциональная
Так в проект вдохнули новую жизнь. На данном этапе вся документация уже готова, осталось только сделать перерасчет сметы. На все понадобится около 7-8 миллионов гривен - сумма пугает, но она оправданна. Что, если не искусство, воспитает в детях любовь к прекрасному, духовность и интеллигентность в наши нелегкие и прагматичные времена?
- Я понимаю, что времена для страны - не самые легкие. Но если мы потеряем какое-то поколение, не дадим ему учиться (а дети хотят учиться: с каждым годом конкурс все больше и больше), восполнить эту пропасть нам уже вряд ли удастся. Интеллектуальные и духовные качества формируются у нас в детстве.
Пристройка будет выполнена в том же лаконичном стиле, что и здание музыкальной школы, и соединена с ее правым крылом небольшим остекленным холлом. Все спроектировано так, что стены основного здания рушить не придется: сбоку флигеля есть лестничная клетка и аварийный выход, через него и можно будет попасть в здание из школы.
По задумке автора, использовать его можно будет и самостоятельно: в этом же соединительном коридоре запроектирован и отдельный вход.
Согласно плану, в пристройке будет малый зал хорового пения (62 квадратных метра). Это заветная мечта директора, ведь четырем профильным коллективам сейчас негде репетировать.
В нем сразу же обустроят полукруглые стационарные станки в виде амфитеатра, на которых рядами будут стоять участники хора во время выступлений. Чтобы добиться хорошей акустики, потолки должны быть не менее 4,5 метра. Для этого ползала как бы утопили в цоколе.
Остальное место в подвале займет костюмерная, подсобная и две студии звукозаписи. А на первом и втором этажах разместятся еще 14 учебных классов: несколько теоретических площадью 25-30 квадратов и много маленьких - для индивидуальных занятий. Помимо прочего, на втором этаже будет открытая веранда.
Работы надеются начать осенью, чтобы, как говорят архитекторы, «выйти из земли до зимы» (успеть выгнать фундамент, а строить «над» можно и в холодное время). Успеют ли - Вильям Жигинас сомневается. Ведь, прежде чем начать работы, нужно утвердить смету, пройти экспертизу и путем открытого тендера определить строительного подрядчика.