Книжная полка: Сергей Багулин
Поборов природную скромность, редактор культуры TrendSpace рассказывает о любимых книгах.
За свою продолжительную историю мировая литература успела наплодить столько всего увлекательного, интересного, великого и всячески достойного, что выбрать несколько самых любимых произведений - задача трудновыполнимая. Взяв на вооружение формулу "всего не перечитать", я оставил за кадром 12-томное собрание сочинений Чехова, "Анну Каренину", романы Маркеса и прочие увесистые очевидности, я выбрал 3 совсем небольших, но тронувших меня произведения.
"Кукольный дом", Генрик Ибсен
Да, утонченные современники-театралы считали Ибсена безнадежной попсой ("где Шекспир?"), и пьесы его могут показаться излишне сентиментальными. Но в них чувствуется грустная, но необходимая любому шедевру правда жизни. Устами своих героев норвежец рассказывает о том, как распрощаться с призраками прошлого и прожить жизнь не зря. "Кукольный дом" - хрестоматийный пример. Это, если угодно, семейная драма о готовности принести себя в жертву ради любимого человека. Когда выясняется, что он совсем не такой, каким вы его себе представляли, остается надеяться на ибсеновское "чудо из чудес" - способности любого человека к перерождению.
"Вся жизнь впереди", Эмиль Ажар
Недавно по Сети ходил ролик о том, насколько по-разному обыватели реагируют на одну и ту же девочку, переодетую то потерявшимся ребенком из хорошей семьи, то попрошайкой. "Вся жизнь впереди" Эмиля Ажара (он же - Ромен Гари, псевдоним помог писателю заполучить вторую Гонкуровскую премию) как раз о том, что человек всегда больше того, что мы в нем видим. А иногда и прямо противоположное. Главный герой - 10-летний арабский мальчик Мухаммед из неблагополучной окраины Парижа, которого воспитывает его престарелая мадам Роза, бывшая проститутка. В общем, типичный кандидат в поджигатели автомобилей или в слетевшего с катушек игиловца (внимание: организация ИГИЛ в России запрещена). На самом деле, неприглядный маленький маргинал оказывается не по годам взрослым человечком, а из-под гротескного "подонковского" языка выглядывает тонкое восприятие не самого справедливого мира. Ажар действует тонко - никакого морализаторства в духе социального реализма XIX века у него нет и в помине.
"Одинокие приключения", Эрве Гибер
Предупреждение: за этим предложением начинается пропаганда, грубое растление традиционных ценностей и прочие преступления против духовных скреп. Произведения Эрве Гибера, автобиографичны. А он, между прочим, был не только открытым геем, но и одним из первых знаменитых представителей культуры, еще в 80-х публично признавших себя носителями СПИД-а. Гибер даже посвятил собственному умиранию книги "Сочувственный протокол" и "Человек в красной шляпе", которые помогли изменить отношения испуганной толпы к носителям ВИЧ. Но не будем о грустном. "Одинокие приключения" - сборник рассказов Гибера, в которых герой мучительно, но не без удовольствия ищет себя и пытается нащупать пульс жизни - то в одинокой комнате отеля, то в интимной переписке, то в объятиях стареющей дамочки. Язык Гибера прекрасен, а его умение превратить грубое, телесное и нескромное в органичную часть нашей жизни - настоящий дар.