Чего достигла Украина за годы независимости
Украина отпраздновала 25-ый День независимости. В преддверии этого национального праздника фонд "Демократические инициативы" и Киевский международный институт социологии провели опрос относительно того, сколько украинцев считают свою страну действительно независимой. Исследование показало, что таких - 38% среди опрошенных.
Можно ли считать Украину независимым государством на самом деле, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков.
В День независимости вы с кем больше солидарны, с теми 38% украинцев, которые считают, что Украина действительно независимое государство либо с оставшейся частью, которые в этом не уверены? - Я себя, наверное, все-таки, отнес бы к тем 38%, которые считают, что Украина все-таки независима.
Несмотря на все трудности, войну, смогли стать государством и остаться независимым государством. Я надеюсь, что это наш первый, но далеко не последний юбилей. Назовите главные политические события этого года, которые повлияли на жизнь Украины, которые действительно закрепили независимость нашего государства? - Если говорить о наибольшем разочаровании, это, наверное, отсутствие безвизового режима, который нам обещают уже не первый месяц, да и не первый год.
Вторым аспектом негативным, к сожалению, можно считать резкое и постоянное повышение тарифов, которое бьет и по карману рядового украинца, и по социально-экономической ситуации в государстве в целом.
Мне кажется, что к позитиву можно было бы отнести вопрос существования контрактной армии. Мы за последние два года можем говорить о том, что украинская армия создана фактически с нуля благодаря действиям украинского народа.
Сначала это были волонтеры, потом уже подключилось государство. И на сегодняшний день мы видим задатки той структуры, которая должна быть в независимом государстве. В принципе, благодаря именно армии, на сегодняшний день мы продолжаем оставаться независимым государством.
Второй момент - это чуть больше года работы реформированной патрульной полиции. Надо отдать должное, что ребята смогли сохранить свой позитивный имидж в целом, и доверие к ним осталось достаточно высоким.
Единственное, что хотелось бы пожелать всем остальным силовым структурам, чтобы такие же успешные реформы прошли и у них, и в том числе в остальной части МВД, потому что реформа патрульной полиции - это только часть процесса.
И, наверное, за последние несколько месяцев в связи с началом работы ряда антикоррупционных структур, изменением формата работы ГПУ, мы видим достаточно активную работу органов, которые направлены на борьбу с коррупцией.
Пока это, скажем так, подготовительно-информационный этап. Мы видим громкие задержания, аресты, вручения подозрений и т. д., но хотелось бы видеть, все-таки, в дальнейшем и вторую часть этого Марлезонского балета, и конкретные решения судов, которые тоже требуют, кстати, реформирования.
Сюда же можно отнести и систему ProZorro, и пока не работающую, но я очень надеюсь, что это произойдет, систему электронного декларирования.
О негативных и позитивных процессах, которые происходят в экономике страны, в эфире "ГС" рассказал экс-министр экономики Виктор Суслов.
Как вы можете объяснить динамику украинского ВВП? - Падение украинского ВВП связано, прежде всего, с девальвацией национальной валюты.
Поскольку у нас почти в три раза девальвировала валюта, то понятно, что все показатели, которые исчисляются в гривне, в том числе и валовой продукт, в переводе в иностранную валюту, дают резкое падение.
У нас и реально, конечно, падает ВВП. И если говорить о достижениях некоторых последнего года, то может оказаться, что в этом году падение будет остановлено, и мы будем около нуля. А может быть, даже плюс 1%, но по сравнению с предыдущим годом.
Экономика Украины остается одной из немногих стран бывшего СССР, которая так и не вышла на уровень показателей 1990 года. Мало того, наш ВВП сегодня примерно на одну треть меньше, чем он был в 1990 году, то есть, до независимости. Очень много говорят о том, что Украине необходимо найти на сегодняшний день свое место в мировой структуре экономики. Что, помимо сырья, мы можем предложить? - Украина, конечно, позиционирует себя как аграрная держава. Это раз.
Украина, конечно, позиционирует себя как поставщик сырья и продукции низких переделов, типа необработанных черных металлов, и некоторых других, химической продукции и т. д. Но, к сожалению, Украина добровольно отказалась от колоссальных достижений научно-технических, которые были на момент обретения независимости.
Украина все-таки занимала лидирующие позиции и в космосе, и в авиационной промышленности, в строительстве больших грузовых самолетов. У Украины был мощнейший торговый флот, который был утрачен, у Украины было мощнейшее машиностроение. Украина входила, безусловно, в десятку наиболее промышленно-развитых стран мира.
Но тот выбор, который был сделан, с ориентацией на аграрный сектор, к сожалению, привел к тому, где мы сейчас и оказались. Возможно ли провести реиндустриализацию страны или уже нужно осваивать какие-то новые сферы? - Думаю, что это и можно, и нужно. То же грузовое авиастроение и сегодня можно было бы поднять, потому что еще есть кадры, еще есть люди, еще есть разработки. И можно было бы двигаться в эту сторону, но все из-за того, что в Украине, я считаю, ошибочно доминирует идея либерального развития, когда считается, что рынок все отрегулирует.
Именно ошибки в экономической стратегии привели к разрушению этих важных отраслей. Некоторые говорят, что как раз сложившаяся экономическая ситуация открывает для Украины достаточно высокие шансы относительно экономического роста, поскольку достаточно дешевая рабочая сила на сегодняшний день, есть еще старая индустриальная база, квалифицированные рабочие ресурсы... - Это устаревший взгляд, что дешевая рабочая сила привлекательна для инвестиций. Дешевая рабочая сила не привлекательна для инвестиций, потому что она не стимулирует технический прогресс.
Когда стоимость рабочей силы достаточно высока, тогда создаются стимулы для технического прогресса, внедрения современного высокомеханизированного автоматизированного, роботизированного производства, которым можно заменять рабочую силу.
А дешевую рабочую силу нет смысла заменять, инвестируя в развитие производственных процессов. Насколько Украина на сегодняшний день является финансово самостоятельной? - Украина ведь не отказывалась от кредитов МВФ и от сотрудничества с МВФ.
Украина наоборот, целый год уговаривает МВФ дать очередные транши. Фонд этих траншей не дает, потому что украинское правительство не выполняет своих обязательств, и, естественно, дефицит бюджета у нас большой. Он постоянно растет.
То есть, Украина остается зависима от внешних источников финансирования. Ваше мнение относительно того, что же Украине необходимо сделать на сегодняшний день, чтобы обеспечить рост украинской экономики? - Нужно более активно и смело проводить политику такого протекционизма, поддержки ключевые отраслей и развития этих отраслей.
Второе, что тормозит наше развитие, очень высокий уровень некомпетентности нашего государственного аппарата. Проблема некомпетентности становится на сегодня более серьезной, чем проблема коррупции. Потому что после люстрирования в государственном аппарате пришло много неквалифицированных, неопытных, необразованных и некомпетентных.
И, конечно, нужен комплекс мер именно по формированию правового государства. Не только борьба с коррупцией, но и наведения порядка в судебной системе, и создания в целом условий для прихода иностранных инвестиций.
И нужно все-таки добиваться всеми силами выполнения минских соглашений и завершения мирным путем конфликта на Донбассе. Только тогда, когда наше руководство сможет уже прекратить заявлять, что Украина находится в состоянии войны с Россией, мы можем стать интересными инвесторам.
В воющую страну никто не придет.