НАТО возвращается на историческую базу в Европе
Когда министры обороны 28 стран-членов НАТО соберутся сегодня в Брюсселе, они объявят о крупнейшем с советских времен наращивании американских сил в Восточной Европе. Это важная стратегическая инициатива, которую следует приветствовать. Она не только поможет снизить риск российской агрессии в Восточной Европе после вторжения Москвы в Украину. Она также вдохнет в НАТО новую жизнь после длительного периода, когда очень многие сомневались в целесообразности существования этого альянса.
После окончания холодной войны НАТО мучительно размышляла о том, какие задачи выполнять: сосредоточиться на территориальной защите Европы или взять на себя более обширную экспедиционную роль. Изначальным побуждением к созданию этой организации в 1949 году было стремление противостоять советской агрессии в центре Европы.
Затем, когда распался Советский Союз, НАТО начала повторять заклинание о том, что она должна «либо выйти за пределы своей территории, либо выйти из дела». Альянс превратился в глобального полицейского, действуя в Боснии, Косове, Афганистане, Ираке, Аденском заливе и Ливии.
Некоторые из этих операций, и прежде всего, косовская, достигли своих целей; однако кампании в Афганистане и Ливии вызвали серьезные сомнения в преимуществах и достоинствах интервенции.
Поэтому предстоящий саммит станет тем моментом, когда НАТО сможет уверенно вернуться к своей изначальной миссии. США разместят тяжелые американские танки и артиллерию по всей Восточной Европе. Они введут подразделения специального назначения в состав сил быстрого реагирования, которые смогут ответить на любое внезапное нападение России.
Россия протестует против таких действий и предостерегает, что они представляют значительную внешнюю угрозу для ее территории. Однако это является преувеличением той опасности, которую представляют действия США и их союзников. Цель наращивания натовских сил это не усиление напряженности. Это ответ на то давление, которое Москва оказывает на соседей, и он предназначен для того, чтобы удержать Россию от любых действий, являющихся посягательством на суверенитет членов НАТО. Эти меры успокоят нервничающих союзников Вашингтона и подчеркнут действенность статьи 5 устава НАТО о коллективной обороне.
Если альянс хочет заставить кремлевское руководство задуматься, он должен сделать нечто большее, чем простое перемещение солдат и танков. Он должен прекратить многолетнее сокращение военных расходов, которое происходит во многих европейских вооруженных силах с 1990 года. Некоторые европейские страны, в первую очередь, Польшу, следует поздравить с тем, что они противостоят этой тенденции. И хотя в этом году Британия может выполнить (едва-едва) установочное требование НАТО о выделении двух процентов ВВП на оборону, к концу десятилетия она серьезно отстанет от данного показателя. Правительство Дэвида Кэмерона не должно допустить такое отставание.
Европейским лидерам также следует заняться самокритичным анализом своей готовности к применению силы против внешних угроз. Последнее исследование центра Pew показало, что по мнению большинства респондентов во Франции, Германии и Италии, их страны не должны использовать военную силу для защиты союзников от нападения со стороны России. Европейские политики обязаны убедить своих граждан в том, что они не могут пассивно наблюдать за тем, как их безопасность передается на субподряд Америке.
Украинский кризис продолжается, и Запад должен использовать любой шанс для достижения дипломатического решения. США и их союзники хотят, чтобы Владимир Путин сделал шаг назад, прекратил интервенцию на востоке Украины и перекрыл границу. Но пока он не сделал этого, лучшим способом показать коллективную решимость остается политика сдерживания и надежной обороны.
Эти принципы на протяжении четырех с лишним десятилетий после 1945 года помогали предотвращать конфликты в Европе. У НАТО есть все основания придерживаться такой доктрины стратегического терпения и в нынешнем кризисе.