Нашим шахтам еще работать и работать, заверяют специалисты
Сколько бы мы ни говорили о технологической революции, которая коснулась и горного дела, все равно еще немало людей, живущих в плену стереотипов. И они мешают адекватно воспринимать реальную жизнь.
Давайте по случаю шахтерского праздника проанализируем правдивость хотя бы нескольких мифов о горняках и их труде.
Миф первый. Шахтерский труд - тяжелый, механический, бездумный
У многих людей устаревшее восприятие шахтерского труда. Мол, машут ребята кирками, гребут уголь лопатами, в лучшем случае - вооружены отбойными молотками.
Но это давно уже не так. Но в основном труд в подземных выработках не просто максимально механизирован - он еще и компьютеризирован. Вгрызаются в землю и рубят уголь уже не кирки с отбойными молотками, а огромные, напичканные электроникой комбайны, напоминающие самоходные орудия.
Лопату тоже используют иногда. Например, чтобы зачистить выработку от просыпавшегося угля.
Выработки оборудованы современными подземными конвейерами, по которым доставляется уголь. Когда развитие отрасли только начиналось, это делали лошадиные упряжки. Во время строительства шахт Западного Донбасса (60 лет назад) они уже не использовались.
Сейчас доставляют уголь на-гора быстрые подземные конвейеры. Людей возят поезда, которые по старинке называют «каретами».
А на шахте «Степной» внедрили подвесной монорельсовый транспорт, что значительно облегчает транспортировку материалов и оборудования и делает работу обслуживающего персонала максимально безопасной.
Поскольку в шахтах сейчас работает сложное современное оборудование, это требует и от шахтеров специфических знаний и умений. Уже давно в шахты всех подряд не пускают. Здесь мало быть просто здоровым человеком (как-никак, подземная работа требует хорошей физической формы).
Перед спуском в подземную выработку шахтеров проверяют медики. И при малейшем перепаде артериального давления оставляют на поверхности. Не говоря о даже слабой степени алкогольного опьянения.
Тогда виновника увольняют - и вряд ли уже примут на работу на другую шахту. Поэтому вопрос с употреблением спиртного в шахтерских коллективах - тоже давно уже миф. Работа и алкоголь для шахтеров - несовместимые вещи, как и для профессиональных водителей.
Помимо крепкого здоровья и культуры труда, современным горнякам нужно еще и подготовку иметь профессиональную, в механике и электронике разбираться. По статистике, каждый второй шахтер в Западном Донбассе имеет высшее или профессионально-техническое образование.
Сейчас горняки - настоящая элита рабочего класса в регионе. Большинство шахтеров - образованные, дисциплинированные люди, ведущие здоровый образ жизни. Среди них - много спортсменов, которые защищают не только честь предприятия или города, но и даже честь всей страны.
Например: Григорий Лобачев, горный мастер ДТЭК ШУ «Терновское» - чемпион Европы в сумме двоеборья среди мужчин-любителей в весовой категории 95 кг, серебряный призер Первенства Европы по гиревому спорту среди ветеранов возрастом 45-59 лет; Юрий Дениченко, ветеран-шахтер из Павлограда - семикратный чемпион мира по гиревому спорту.
Миф второй. Уголь в Западном Донбассе заканчивается. Шахты вскоре закроют. Регион ожидает безработица и вымирание.
Промышленные запасы Западнодонбасского угольного месторождения составляют 699,2 млн тонн, что при существующем уровне добычи представляет обеспеченность углем на 56 лет.
Об этом свидетельствуют и многомиллионные инвестиции, которые ДТЭК вкладывает в развитие производства. В бесперспективное дело частный капитал деньги не вкладывал бы.
И напоследок: об огромных запасах угля в западнодонбасском месторождении свидетельствует даже такой факт: изначально (в 1962 году) проектировщики планировали построить в регионе 22 (!) шахты. Производительность каждой должна была составить 1300 тыс. тонн угля в год. Сегодня 10 шахт региона дают в год порядка 18 млн тонн солнечного камня.
Так что шахтам Приднепровья предстоит еще работать и работать, уверены специалисты.