Белорусская промышленность: от успеха к банкротству
Почему важные для Брестской области промышленные предприятия становятся экономически несостоятельными в современных условиях и есть ли у них шанс на выживание, выясняла DW.
Нынешним летом экономический суд Брестской области начал производство по делам о банкротстве в отношении сразу нескольких предприятий региона, которых еще совсем недавно считались образцом для подражания в плане успешности ведения хозяйственной деятельности.
Работа в убыток
Одно из них - Брестский завод бытовой химии (БЗБХ), имеющий более чем сорокалетнюю историю. Во времена СССР продукция завода была в числе первых в регионе удостоена почетной для того времени награды - Государственного знака качества. А в первые годы после обретения Беларусью независимости БЗБХ хватало прибыли на содержание собственной социальной инфраструктуры, включавшей детский сад, общежитие и даже профессиональный футбольный клуб.
В отношении Брестского завода бытовой химии суд начал дело о банкротстве
Теперь в отношении завода открыто дело о банкротстве, идет подготовка к судебному разбирательству. По данным Брестского облисполкома, предприятие является одним из самых неблагополучных в регионе: за первый квартал его чистый убыток составил более 4 миллиардов белорусских рублей (180 тысяч евро в эквиваленте).
Нынешний директор БЗБХ Аркадий Митрохин сообщил, что считает процедуру банкротства и введение режима санации единственно верным шагом, который позволит сохранить производство продукции, все еще пользующейся спросом. Что касается причин, приведших к плачевным финансовым результатам, то в их числе Митрохин в первую очередь называет ошибочную экономическую политику прежнего руководства, из-за которой оборотные средства завода уходили на погашение долгов перед банком и на другие непроизводственные расходы.
Санация как благо
Пока на БЗБХ только ожидают решения суда и надеются, что признание завода экономически несостоятельным позволит на определенный период заморозить старые долги. Между тем два других известных в городе предприятия - "Брестское пиво" и "Ковры Бреста" - уже несколько лет официально являются банкротами.
Для производителей ковров режим санации продлен до 2019 года, и побывавший недавно на предприятии бывший премьер-министр Беларуси, ныне председатель Совета Республики Михаил Мясникович выразил уверенность, что к этому времени комбинат уже сможет выйти на безубыточную работу. Правда, для этого, по словам Мясниковича, надо избавляться от пустующих производственных площадей и принимать протекционистские меры по защите белорусских ковров. По сути, речь идет о том, чтобы запретить импорт аналогичной продукции.
Не спасать, а ликвидировать
Если нынешние убытки брестских пивоваров, производителей ковров и товаров бытовой химии власти еще готовы терпеть, дожидаясь положительной конъюнктуры, то "Первая шоколадная компания", скорее всего, будет просто ликвидирована. Собственники фирмы, зарегистрированной в качестве резидента СЭЗ "Брест" около двадцать лет назад и известной выпуском шоколада и кондитерской продукции под торговой маркой "Идеал", не видят перспектив для продолжения работы, а переговоры с новыми инвесторами не дали результата.
Одно из заброшенных предприятий в Бресте
В данный момент долги "Первой шоколадной компании" составляют 39 миллиардов белорусских рублей, в то время как стоимость имущества оценивается в 34 миллиарда. Бывшая работница предприятия Екатерина Савельева рассказала DW, что сначала для сотрудников установили сокращенный график, затем стали отправлять в неоплачиваемые отпуска, но ситуацию это не спасло.
"Поскольку компания полностью частная, чиновники посчитали, что в условиях кризиса лучше поддержать льготами и преференциями другие кондитерские фабрики - ту же "Коммунарку" или "Спартак", где ситуация находится под личным контролем президента", - поделилась своим мнением Савельева.
Завышенные ожидания Экономист Сергей Свиридюк констатирует, что белорусские власти в последние годы перестали бояться использовать сам термин "банкротство". Более того, пытаясь изменить положение в экономике, они стали убеждать трудовые коллективы проблемных предприятий в том, что такая процедура не только приемлема, но и необходима.