Пентагон приравнял иностранных журналистов к террористам
В новой объемной книге Пентагона о ведении боевых действий говорится, что журналисты могут быть приравнены к террористам.
Подобное сравнение приводится в 1176-страничном документе, названном «Инструкция Министерства обороны о правилах ведения войны». Благодаря ему американские командиры узнают, как правильно или неправильно уничтожать противника. Например, стрелять, взрывать, бомбить и резать противника считается нормальным. Внезапные нападения и добивание отступающего врага также разрешается. Но солдаты ВС США не должны использовать отравляющие вещества удушающего действия.
В примечательном разделе книги приводится определение журналистов, которым советуют оставаться в стороне от боев. Инструкция гласит следующее: «В большинстве случаев журналисты – это гражданские лица. Но журналисты могут быть и членами вооруженных сил, людьми, уполномоченными сопровождать вооруженные силы, или непривилегированными участниками конфликта».
Некоторые правозащитники сочли подобную формулировку в документе Минобороны США странной и провокационной. Между тем эксперт по Ближнему Востоку в Американском институте предпринимательства Майкл Рубин считает, что инструкция отражает запутанный мир современной журналистики.
«Это понимание, что не все соблюдают те же самые стандарты, что и мы, – заявляет он. – Точно так же, как ХАМАС использует школы ООН в качестве оружейных складов, а Иран применяет работников благотворительных организаций для слежки, многие террористические группы прикрываются журналистской деятельностью».
Рубин напоминает, как два террориста «Аль-Каиды» выдавали себя за журналистов, чтобы совершить покушение на лидера антиталибовского движения Ахмада Шаха Масуда. Чеченские исламисты отправлялись на задания со съемочными группами.
«Журналисты – это новые консультанты. Любой может заявить, что он журналист, – рассуждает эксперт. – Ни один американский военнослужащий не должен быть убит, потому что политики говорят им, что они должны верить иностранным журналистам на слово».
Представитель Пентагона подполковник Джозеф Сауэрс объяснил, что инструкция сама по себе не должна рассматриваться в качестве нового закона, а пассаж о представителях СМИ отражает только определенные случаи. «Тот факт, что человек является журналистом, не мешает ему стать непривилегированным участником конфликта», – подчеркивает Сауэрс.
В эпоху атак радикальных боевиков-исламистов непривилегированные участники конфликта часто подпадают под категорию террористов. Если они оказываются в плену, то по отношению к ним не соблюдается Женевская конвенция, их помещают в бессрочное содержание под стражей, а дела рассматривает военный трибунал, а не гражданский суд.
Вероятно, самое известное террористическое издание – это журнал Inspire, который основал выходец из США и представитель организация «Аль-Каида на Аравийском полуострове» Анвар аль-Авлаки. Он считал, что обличительная англоязычная критика в интернете поможет найти добровольцев среди мусульман, живущих на Западе. Эту идею подхватило «Исламское государство», которое достигло даже больших успехов благодаря использованию социальных сетей.
«Некоторые могут охарактеризовать тех, кто издает журнал Inspire, как "журналистов", но им большее подходит определение "пропагандисты", – заявляет подполковник Сауэрс. – Участники негосударственных военных формирований, подобные "Аль-Каиде", выполняющие работу, которую можно назвать журнализмом, остаются непривилегированными участникам конфликта безотносительно к их журналистской деятельности».
По словам американского военного, похожая участь ждет и вражеских агентов, действующих под журналистским прикрытием, если они будут пойманы за шпионаж.