Дайте стране угля! Тенденции отрасли, от которой отказывается Европа
21 сентября под стенами Верховной Рады в очередной раз собрались шахтеры. На этот раз с Волыни. Требовали не закрывать шахту «Нововолынская №10» и погасить задолженность по заработной плате.
Еще несколько недель назад долг государства перед горняками составлял более миллиарда гривен. После визита шахтеров в начале сентября в министерство энергетики часть задолженности погасили. Сейчас, по словам председателя Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, государство должно работникам шахт 760 млн грн. В профильном ведомстве же озвучивают другие цифры - 355 млн грн.
И хотя цифры различаются - проблема остается.
«Требования конкретные: погасить задолженность по заработной плате, преодолеть коррупцию, которая является, в частности на государственных шахтах, наладить стабильную работу угольных предприятий», - отметил председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Корни проблемы
Почему акции шахтеров стали неотъемлемой частью экономического бытия Украины? С 90-х годов государство не выделяет средств на модернизацию шахт. Как следствие, старые запасы исчерпали, а новые запускать не за что.
Перспективные же шахте давно приватизированы. Сейчас на них приходится почти 70% всего угля, который добывают в Украине. Те небогатые, оставшиеся государству, страдают от неэффективного менеджмента и нехватки инвестиций.
Как следствие, себестоимость угля, который добывают горняки государственных шахт, значительно выше цены, которую за этот уголь платят тепловые электростанции - основные клиенты. Эту разницу раньше и покрывала государство. Однако за последние три года государственные дотации горнякам на эти цели сократились в пять раз - с почти 6 млрд. грн. в 2013 году до 1,2 млрд. грн в 2015 году.
«Сняли господдержку, перестали выделять средства на капитальное строительство, на развитие и может так случиться, что уже зимой государственные шахты не способны будут добывать уголь» - предостерег Волынец.
Проблемы горняков могут сказаться и на работе ТЭС, которым для выработки достаточного количества электроэнергии в последнее время угля постоянно не хватает.
«У нас уже становится вопрос о необходимости угля газового. Государственные шахты во Львовской и Волынской области не справляются на сегодняшний день с задачей обеспечения необходимого объема угля газовой группы», - отметил эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
За последние годы добыча угля значительно сократилась. Если еще в 2013 году, по данным Минэнергоугля, государственные предприятия на подконтрольной Украине территории добывали около 9 млн тонн угля, то уже в 2015 году - 6,7 млн. тонн. А за 8 месяцев 2016 года добыча сократилась еще 11.5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
«Объемы упали не только потому, что они работают на устаревшем оборудовании, а еще и потому, что там коррупция. Потому что с этого региона, Львовско-Волынского, воруют больше 15000 тонн концентрата, товарной продукции, это более чем на 20 млн. грн ежемесячно. Искусственно изменяют золу в горной массе и увеличивают влажность, за счет чего уменьшают количество угля в горной массе», - считает Волынец
Реформа как ширма для сокращений
Еще в 2014-м году новая парламентская коалиция приняла решение о том, что угольную отрасль необходимо реформировать. В министерстве энергетики и угольной промышленности даже разработали «Концепцию Государственной целевой экономической программы реформирования угольной промышленности на период до 2020 года».
«Высокорентабельные шахты мы оставляем и увеличим производство. У нас не упадет производство угля в Украине. Те что мы дадим на реструктуризацию, то людей обеспечим работой. У нас предусмотрено 12 шахт, которые пойдут на реструктуризацию. А среднего уровня шахты мы выставим на приватизацию», - заявил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик.
Министр утверждает, украинскими рудниками, в том числе и «Нововолынская №10», уже заинтересовались китайцы.
Итак, в подчинении Минэнергоугля с 35 государственных шахт, которые работают на подконтрольной Украине территории, планируют оставить только 7 самых прибыльных. А вот треть - законсервировать или закрыть как нерентабельные. На эти цели уже предусмотрены средства в проекте госбюджета на 2017 год - 800 млн грн, а в целом на угольную отрасль планируется - 1.8 млрд грн.
Эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев считает, что государственное финансирование вряд ли будет использовано эффективно, ведь «Концепция реформирования отрасли» до сих пор не утверждена Кабмином.
«Если принимать Концепцию реформирования - вот тогда под нее, под эти программы нужно выделять средства. Пока средства выделяются под те программы, которые реформирования не предусматривают. Эти 1.8 миллиардов они будут скорее всего рассеяны на различные мероприятия... направлены исключительно на то, чтобы заткнуть несколько особо крупных дыр, в частности уплату долгов государства перед шахтерами. Эти средства скорее всего будут использованы неэффективно, потому что государство не определилось с тем, что оно будет делать в угольной отрасли и не имеет соответствующих документов, не конкретизировали - куда должны пойти эти средства, если мы хотим, чтобы они действительно способствовали развитию отрасли», - отметил Рябцев
Каждый пятый шахтер может остаться без работы
В то же время эксперты заявляют, закрытие и консервация части шахт может вызвать очередную социальный кризис. По предварительным подсчетам чиновников, реформирование отрасли приведет к сокращению 10000 работников. То есть без работы останется каждый пятый шахтер.
«Очень трудно понять, каким образом будут трудоустроены все шахтеры, предусмотрена только выплата единовременного пособия шахтерам после закрытия их предприятий. Когда были закрыты почти все шахты, принадлежащие Великобритании, в конце 70-х гг., шахтеры получили соответствующие компенсации и была проведена их переподготовка, были созданы соответствующие рабочие места», - отметил эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев.
Чиновники уверяют, уже работают над этим вопросом. А помогает им та же Великобритания. В начале 2016 года правительство этой страны предоставило Украине грант на работу проектного офиса для создания концепции системы социальной поддержки работников угольной отрасли. Стоимость реализации всех программ по адаптации - 1 млрд гривен, из них половина - частные инвестиции.
По мнению же Рябцева, начинать реформировать отрасль следует не с закрытия шахт, а с создания рыночных отношений в угольной отрасли и устранения посредников в торговле государственным углем.
«Если у нас частные компании реализуют уголь по ценам, которые существенно выше чем на государственных предприятиях, причем реализуют уже конечным потребителям, а не посредникам, то эта ситуация, на мой взгляд ненормальная, и ее нужно решать. Во-вторых - это убрать посредников по торговле государственным ресурсом, которых, насколько мне помнится, сейчас трое», - отметил Рябцев.
А мир тем временем отказывается от угля
Пока же Украина пытается реформировать угольную отрасль, в мире постепенно вообще отказываются от использования угля. Именно в Европе, к стандартам которой стремится Украина, в течение следующих 35 лет намерены вообще прекратить выбросы СО2 в атмосферу. А сжигание угля является одним из крупнейших источников попадания углерода в атмосферу.
Например в Великобритании уже закрыли последнюю шахту и все ТЭС, работающие на угле. От угольных теплоэлектростанций отказались и в Шотландии. А в столице Китая и прилегающих к Пекину районах намерены прекратить использование угля до 2020 года.
Украина одной из первых присоединилась к так называемым «Парижским соглашениям» и взяла на себя обязательства сократить выбросы. Но до сих пор их абсолютное большинство осуществляет именно энергетика.