ЕСПЧ признал нарушение прав фигуранта "болотного дела" Белоусова
Страсбургский суд обязал Россию выплатить фигуранту "болотного дела" Белоусову компенсацию в размере 12,5 тысяч евро. ЕСПЧ признал РФ виновной в нарушении четырех статей Европейской конвенции о защите прав человека.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить фигуранту "болотного дела" Ярославу Белоусову 12,5 тысяч евро в качестве компенсации за нарушение четырех статей Европейской конвенции о защите прав человека. Об этом говорится в решении, обнародованном на сайте ЕСПЧ во вторник, 4 октября.
По заключению Страсбургского суда, в отношении Белоусова были нарушены статьи 3, 5, 6 и 11 Конвенции - о запрещении пыток, праве на свободу и безопасность, на справедливое судебное разбирательство, а также о праве на свободу собраний и объединений. В то же время суд не усмотрел нарушений статей 10 и 11 (свобода выражения мнения, пределы использования ограничений в отношении прав), на которые также ссылался Белоусов.
Ярослав Белоусов был приговорен к двум с половиной годам колонии по делу о массовых беспорядках на Болотной площади в Москве. Впоследствии его срок был сокращен на три месяца, и он вышел на свободу 8 сентября 2014 года. Белоусов добивался в ЕСПЧ компенсации в размере одного миллиона евро.
Неоправданно суровый приговор
В своем постановлении ЕСПЧ в частности, указал, что "учитывая незначительную роль истца в митинге и его минимальное участие в столкновениях, суд не считает, что риски, на которые ссылалось правительство РФ - опасность общественных беспорядков, политической нестабильности и угроза общественному порядку - имеют какое-либо личное отношение к истцу. Эти причины поэтому не могут оправдать приговора к двум годам и трем месяцам лишения свободы - к сроку, который истец к тому же отбыл полностью. Суд считает, что не было никакой насущной необходимости приговаривать истца к тюремному сроку такой длительности".
Суд так констатировал, что "наказание, к которому был приговорен Белоусов, не могло не иметь устрашающего эффекта для него самого и других сторонников оппозиции, а также широкой публики, эффекта, который заставит их избегать участия в демонстрациях и, в целом, от участия в открытых политических дебатах".