Прецедент в Днепре. Судьи теряют защиту
В пятницу детективы Национального антикоррупционного бюро сделали Днепр столицей новостей для узкого, но очень влиятельного круга людей. Все, кто имеет какое-то отношение к правосудию, то есть адвокаты, прокуроры, политики и активисты, имеющие хоть какое-то отношение к судебной реформе внимательно следили за происходящим. Но в первую очередь судьи. Последние следили за событиями в Днепре с особым вниманием, которое можно выразить одной фразой, полной ненависти - «Что, теперь так можно, да?»
Интерес этот вполне обоснован. Потому что именно в Днепре задержали с поличным на взятке судью Октябрьского районного суда областного центра. Судью. Задержали. Для понимающих людей звучит, как музыка. Потому что еще несколько дней назад это было практически невозможным. Судья, которого остановили пьяным за рулем на окраине Киева, мог буянить, ругаться и грозить сотрудникам полиции пистолетом. Потом плюнуть на затянувшийся аттракцион и уехать. Судья мог сбегать от правоохранителей через забор, его могли догнать, но с тем же результатом.
Задержать судью нельзя - у него иммунитет. Закон на его стороне. Но неделю назад в действие вступил новый закон "О судоустройстве и статусе судей", а в Конституцию внесли изменения в части правосудия, которые существенного ограничили неприкосновенность судей. Именно поэтому задержание стало возможным. И впервые это произошло именно в Днепре.
Само уголовное дело можно считать вполне банальным. Статья 369-2 часть 3 УК Украины "Злоупотребление влиянием", которая предусматривает санкцию в виде лишения свободы от трех до восьми лет с конфискацией имущества. По словам детективов НАБУ, этот судья вымогал 10 тысяч долларов взятки за оказание влияния на принятие решения сотрудниками следственного отдела одного из отделений полиции Днепра с целью недопущения привлечения к уголовной ответственности третьего лица. И это самый слабый момент в линии обвинения.
Поскольку формально судья не имеет влияния на полицию, в перспективе дело легко могут переквалифицировать на статью «Мошенничество», как это часто бывает с нашими чиновниками. Мол, обещал за деньги решить вопрос, но ведь формально у него таких полномочий нет. То есть просто хотел обмануть и заработать. Любимая линия защиты всех пойманных на взятках губернаторов, мэров и прочих чиновников из местного самоуправления. Обещают за деньги сделать землеотвод (и делают), но формально решение принимал местный совет, так что это не коррупция. А мошенничество. Совсем другие сроки. Тем паче, что судьи это не просто коллеги по цеху, это самая настоящая каста. Которая своих не сдает, а защищает их с таким упорством, что итальянская мафия и прочие «ОПГ с историей» и близко не стояли.
Первые плоды этой судейской солидарности не заставили себя ждать. Уже в субботу, 8 октября Соломенский районный суд Киева отказался заключить его под стражу. В самом деле, служители Фемиды по поводу желания НАБУ держать коллегу в камере, были в недоумении - что он такого страшного совершил? Судья. Взял взятку. В чем криминал такой страшный? Ну, десять тысяч, это конечно унизительно, так ведь не столица. В общем, нет оснований сомневаться в искреннем желании задержанного сотрудничать с правосудием и не пытаться скрыться.
В качестве насмешки (мне кажется, что это вполне допустимое предположение), суд назначил задержанному залог в 260 тысяч гривен. Чтобы осознал всю мелочность своего поступка, наверное. Берешь копеечные взятки, так и выходи под копеечный залог - все логично. Глава САП Назар Холодницкий уже пообещал, что сторона обвинения обжалует это решение в апелляционном порядке, поскольку не согласна с избранием менее суровой меры за коррупционное преступление. Но у меня нет никаких оснований считать, что судьи Апелляционного суда окажутся более суровыми к своему коллеге. Разве что из раздражения уменьшат залог от 260 тысяч гривен просто до 260 гривен. В качестве морального давления. А под стражу не возьмут. Потому что кастовость работает. Сегодня я тебе выношу приговор за взятку, а завтра ты мне - Земля-то круглая. Значит правосудие должно проявить понимание и снисхождение. Чем меряешь, тем и тебе отмеряется.
Фамилию задержанного судьи, естественно, не афишировали. Но если в деле задействованы больше трех человек, то утечки неизбежны и уже утром в субботу это стало «секретом Полишенеля». И стало еще интереснее. История судьи Галичего далеко не безоблачна. Он в свое время прославился тем, что помог компании "Полимерпроминвест", на самом деле обычному конвертационному центру, вернуть изъятые УБОПом в ходе обыска денежные средства в общей сумме 1.005.740 Евро и 100.000, 00 долларов США. Впоследствии данное решение было отменено апелляционным судом, но это не имело никакого значния. Ведь деньги успели вывести, и конфисковать обратно было нечего. За эту «ошибку» судья никакой ответственности не понес.
Зато другой скандал, связанный с рейдерским захватом, закончился для судьи Галичего хуже. Конечно, об уголовном преследовании речь не шла, каста своих не сдает, 23 января 2014 года он все-таки получил выговор от Высшей Квалификационной Комиссии Судей. Но несмотря на это 27 августа ВККС удовлетворила заявление Галичего, и он получил пожизненные полномочия судьи. Прошел, таким образом, через сито оценки компетентных коллег.
Пример судьи Галичего не дает вообще никакой новой пищи для размышлений тем, кто имеет хоть малейшее отношение к системе украинского правосудия. Судебная ветвь власти прогнила, перегнила и стала совершенно другой структурой. Не имеющей к справедливому правосудию никакого отношения. Это каста очень богатых людей, повязанных принципами взаимовыручки, которая успешно отбивает все попытки очищения или кадровых перемен. Каста юристов, да еще и принимающих решение - с этим драконом не справился бы ни один рыцарь. Тем не менее, несмотря на сумасшедшее сопротивление системы, 1 октября стартовала судебная реформа.
Очищение начнется по принципу «сверху - вниз», то есть с Верховного суда. Поскольку уволить судью по украинским законам практически невозможно, а этих ребят у нас более 6 тысяч, инициаторы реформы решили бороться с врагом его же оружием. Юридическим. Верховный суд Украины ликвидируют совсем. И вместо него создадут новую структуру под названием Верховный суд. Не переименуют, а создадут новую. Формальность? Да, конечно. Но юридически это новая структура и для работы в ней всем желающим придется пройти конкурс. А поскольку ВСУ больше не существует, восстановиться в нем на работу просто невозможно. Решение изящное, как укол шпагой в узкую щель между тяжелыми пластинами казавшихся непробиваемыми доспехов. А вместо Высшего Совета Юстиции, который принимал решения по увольнению судей, будет создан Высший Совет Правосудия. Одно слово новое - и формально мы получаем новый орган. Куда старым кадрам пробраться гораздо труднее, чем сохранить свое кресло в старом.
Конечно, говорить о капитуляции системы не приходится. Каста будет сражаться до конца. Так Пленум Верховного суда Украины уже обратился в Конституционный суд с представлением о неконституционности ряда норм переходных и заключительных положений закона о судоустройстве и статусе судей от 2 июня 2016 года. За такое решение единогласно проголосовал 21 член пленума. Впрочем, судейское единодушие в этом вопросе никого не удивило. Председатель ВСУ Ярослав Романюк в своем докладе отметил, что пленум видит неконституционными нормы относительно ликвидации Верховного суда и создания нового, а также норму о необходимости прохождения конкурса судьями для занятия судейских должностей в обновленном Верховном суде.
Кроме того, он заявил, что неконституционным является обязательство судей, которые назначены на испытательный пятилетний срок, проходить конкурс на должность судьи. Председатель ВСУ настаивает, что при создании нового суда речь идет о реорганизации Верховного суда, а не о создании новой судебной инстанции. Соответственно, объявление конкурса на должности в таком суде является неконституционным. В общем, игру реформаторов судьи оценили и теперь предлагают считать недействительной. А решение будут принимать... тоже судьи. Ситуация, прямо скажем, критическая. Романюк прямо заявил, что эти решения «приняты парламентом для того, чтобы уволить всех судей». И я с ним спорить не буду. Мы к этому и стремились. Потому что очень давно не верим, что можно перевоспитать старых.
Зместитель министра юстиции по вопросам евроинтеграции Сергей Петухов уже прямо назвал обращение Верховного суда в Конституционный суд попыткой сорвать судебную реформу. В принципе, это было очевидно, Сергей Петухов просто обозначил официальную позицию Минюста, то есть в том числе всего Кабмина и Верховной Рады. «Как юрист я могу подискутировать об аргументированности правовой позиции коллег из ВСУ. Но как гражданин, я уже сейчас могу сказать - это попытка сорвать судебную реформу со стороны тех, кто не готов обнародовать свои доходы и доказать в открытом конкурсе свое право совершать правосудие», - заявил он.
Справедливости ради стоит отметить, что попытка судей сохранить существующий порядок и статус касты без потерь - очень большой риск. И не только потому что позиция Минюста, Камина и Верховной Рады получила поддержку и в Администрации Президента. Очищение, самое жесткое, имеет самую широкую поддержку населения. Которое уже прогнало пинками Януковича и верит в свои силы. Судей, мягко говоря, не любят. И лучше им смириться с реформой, попробовать жить на зарплату либо добровольно уйти на пенсию. Потому что новый Майдан против судей может закончится для них очень печально. Народная люстрация к нормам права имеет самое отдаленное отношение. Но чего у нее не отнять, так это эффективности и необратимости. И жаловаться в Конституционный суд будет поздно.
Кирилл Сазонов