Свой бизнес: обувь Gottlieb Schwarz от выпускника журфака Андрея Жакевича
Как создать свой бренд, занимаясь только тем, что любишь.
Trendspace продолжает серию материалов «Свой бизнес» - о том, как молодые жители мегаполиса основывают собственные бренды, занимаясь любимым делом, и с какими трудностями при этом сталкиваются. В новом выпуске выпускник журфака Андрей Жакевич рассказывает о том, как обучился редкой в России профессии сапожника и основал свой бренд по пошиву обуви премиум-класса.
Как пришла идея создания бренда?
Между идеей создать свой бренд и моими первыми шагами в профессии сапожника прошло почти пять лет. Не помню, с чего все началось: я просто начал учиться делать обувь. В России профессия сапожника вымирает, и хороших мастеров, у которых можно перенимать навыки - единицы. Я изучал советскую литературу, смотрел ролики на youtube, успел даже поработать подмастерьем. В какой-то момент принял решение ехать в Италию в студию Стефано Бемера, где впоследствии остался еще на год. А когда вернулся в Россию - решил сделать собственный бренд.
Какое у тебя образование?
Закончил журфак РГГУ. Но в итоге мое хобби, то есть сапожное дело, и стало моей работой. В свободное время занимаюсь боксом.
Ты считаешь, эта профессиональная ниша перспективна в России?
На российском рынке нет обуви класса люкс, нет качественной, которая прослужит не один сезон, но и, скажем, год. Я сам всегда испытывал трудности поиска хорошей пары. В магазинах такая обувь может стоит до 70 000 рублей, что для меня, как для студента, было недоступно.
Дело в том, что в России всего несколько обувных производств, и ни один завод не имеет специальных станков для прошивных методов крепления подошвы, все работают с клеевым методом. Это проще и дешевле, но это совершенно другой сегмент, другое качество и вообще не про нас. Поэтому когда я начал, я был практически единственным в своем сегменте.
В чем заключались трудности создания?
Основные трудности - это производственные моменты. Как я уже говорил, в России нет подходящих фабрик, поэтому мы работаем с итальянцами. Пока я жил во Флоренции, я нашел небольшое семейное производство неподалеку, и езжу туда дважды в год на разработку и производство коллекций. С одной стороны, у меня нет сомнений в качестве и натуральности материалов, с другой - расположение производства лишает меня возможности следить за всеми процессами производства, не говоря уже о переменчивом курсе валют со всеми вытекающими.
Как ты занимался продвижением?
Особенных проблем не было, помогали друзья, которые не только с удовольствием носили мою обувь, но и рассказывали о бренде всем знакомым. Сарафанное радио - это самое эффективное и наименее затратное средство, особенно когда речь идет о стартапе.
Почему такое название - Gottlieb Schwarz?
Имя позаимствовано из произведения «Графиня Рудольштадт» французской писательницы Жорж Санд, у персонажа, помешанного на изготовлении обуви.
В чем твое преимущество перед конкурентами?
Среди российских производителей у нас нет конкурентов. В стране есть несколько хороших обувщиков, способных сделать неплохую пару на заказ, есть несколько российских брендов обуви, но это уже другая история. Конкуренцию нам составляют старые мировые бренды, к которым у потребителя пока больше доверия. Но сейчас достаточно благоприятное время, чтобы изменить устоявшееся положение вещей.
Какие были вложения, и как быстро они окупились?
Вклады были немаленькие, около миллиона - из-за большой себестоимости + необходимости производить колодки и лекала для готовой коллекции. Бизнес окупился где-то через год, но сейчас потребовались дополнительные инвестиции - мы начали сотрудничество с крупным московским универмагом.
Какая обувь наиболее популярна?
Наибольшим спросом у нас пользуются модели лоферы и оксфорды.
В чем разница между российской и европейской аудиторией?
Сложный опрос. Европейцы могут придерживаться идеи купить дорогую вещь, в надежде, что она прослужит им десяток лет. А у российского потребителя пока не выработалась привычка вкладываться в одежду и вещи. Им привычнее купить недорогую пару обуви и менять ее каждый сезон. Однако мы пытаемся изменить видение покупателей.
Опираешься ли ты на опыт западных конкурентов?
Да, иностранные кейсы - это то, чем мы вдохновляемся. Но стоит учитывать разницу и специфику рынков и аудитории, слепо действовать по примеру западных конкурентов - глупость.