Почему новая ультранационалистическая партия "Азова" не добьется успеха в Украине
Оригинал на сайте Atlantic Council
14 октября батальон "Азов" - неоднозначно воспринимаемая в Украине ультранационалистическая военизированная группировка, представители которой уже воюют на Донбассе в составе Национальной гвардии - вступил в политическую борьбу.
Зарегистрированная как политическая партия под названием "Национальный корпус", новая политическая сила предлагает амбициозную военную и националистическую повестку дня, заявляя, в том числе, о необходимости повторной национализации и возвращении Украине ядерного статуса. В состав "Гражданского корпуса "Азов" входят несколько человек с плохой репутацией, включая самопровозглашенных фашистов, но основную борьбу батальон вел на полях боев. В августе 2014 года бойцы "Азова" принимали участие в обороне Мариуполя во время массированного российского наступления. Президент Украины Петр Порошенко отметил батальон наградами за воинскую доблесть. Но, несмотря на героизм "Азова" на поле боя, его время в политике, вероятно, будет очень недолгим.
Ультранационалистические партии никогда не были популярны в Украине, и "Азов" станет просто еще одним звеном в череде неудачных ультранационалистических проектов, которые пробовали свои силы в политике. До "Азова" таким звеном и "любимчиком" пропагандистской машины Кремля был "Правый сектор". Во время протестов на Майдане "Правый сектор", с которым "Азов" координирует свою деятельность, получил непропорционально много внимания со стороны средств массовой информации (частично из-за его выгодного расположения на Майдане Независимости в Киеве недалеко от международных журналистов). В действительности, представители "Правого сектора", которые разделяют некоторые идеологические убеждения с "Азовом", были лишь частью Майдана. В то время как лидеры организации заявляли о численности свыше 10 тысяч человек, большинство экспертов оценивали количество ее членов от 300 до 500 человек. Как и "Азов", "Правый сектор" стал политической партией в мае 2014 года. Лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош баллотировался на пост президента в мае 2014 года и получил менее одного процента голосов. По данным опросов, в то время "Правый сектор" поддерживали 1,7% украинцев. Партия в октябре 2014 года, в конце концов, получила два места в парламенте, но ее представители выступают как независимые депутаты, отказавшись присоединиться к какой-либо политической фракции. Ярош вышел из партии в 2015 году. Сегодня "Правый сектор "не имеет большого влияния в украинской политике.
Даже более "мягкие" ультранационалисты не смогли закрепиться в украинской политике. Партия "Свобода", украинская версия популистских партий, активизировавшихся сегодня в Европе, является единственной силой подобного толка, которая смогла пробиться в парламент за двадцать пять лет независимости Украины. Она попала в Верховную Раду в 2012 году, тогда партия получила чуть более 10 % голосов избирателей. Но ее поддержка была в основном обусловлена растущим гневом по отношению к тогдашнему правительству Януковича и ростом проевропейских настроений в Украине ("Свобода", в отличие от европейских ультраправых популистов, занимает проевропейскую позицию). После того, как украинцы свергли Януковича, партия потеряла свою главную мишень, а вместе с ней и свою поддержку. В 2014 году "Свобода" не преодолела пятипроцентный барьер, необходимый для прохождения в парламент. Лидер партии Олег Тягнибок занимал активную позицию на Майдане наравне с другими лидерами оппозиции, но его харизмы не хватило, чтобы сохранить партию.
"Национальный корпус", как самое свежее перевоплощение экстремистской группировки в политическую партию, идет по тому же пути. Ее идеология мало полезна с точки зрения реальных политических предложений для решения проблем Украины. Ее лидер Андрей Билецкий - новичок в политике, он завоевал свое место в парламенте в октябре 2014 года, выступив против коррумпированного сторонника Януковича, баллотируясь как независимый кандидат. В парламенте в течение двух лет он мало что сделал для реализации своей платформы "Сильная нация! Честное правительство! Сильное государство!".
В отличие от многих европейских стран, где крайне правые партии быстро стали нормой в политике, Украина другая. Украинцы мало заинтересованы в экстремистских группировках и радикальных решениях, даже когда им необходимы новые политические лидеры. В первые годы после Революции достоинства новые партии, такие как "Самопомич", стали предлагать политические решения, а не эксплуатировать пустые лозунги. Реформаторы из гражданского общества и журналисты также прошли в парламент, они стремятся достичь изменений. Но эти неокрепшие демократические силы еще слабы, именно эти партии и реформаторы нуждаются в нашем внимании, а не проекты-однодневки экстремистов-маргиналов.
Алина Полякова Перевод UAinfo Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].