Скрытые возможности мобильной связи, о которых вы не могли и подумать
MobileID: "удостоверение личности" в цифровой среде
В ряде стран мира мобильный номер в паре со специальной SIM-картой, в которую "вшита" электронная цифровая подпись, уже выполняет роль инструмента для подтверждения цифровой "личности". Через MobileID можно авторизоваться на правительственных сайтах и заказывать государственные услуги. К нему могут привязываться данные о налогах и страховке.
Зачем это все нужно нам? Потому что переход государственных услуг из аналоговой среды в цифровую позволяет сделать их ближе к большему числу граждан, сократить расходы на государственный аппарат, лучше контролировать движение налогов - а в итоге, стимулирует экономический рост и является отличным инструментом для искоренения коррупции.
Почему у нас нет?
Во-первых, в Украине большинство абонентов используют предоплаченную связь и их личности неизвестны оператору, а значит, номера не закреплены ни за какими аналоговыми документами. MobileID подразумевает полную идентификацию абонента. Во-вторых, в вопросах развития государственных интернет-услуг Украина находится чуть ли в каменном веке. Для внедрения MobileID нужна законодательная база. В Украине только недавно приняли закон о цифровом идентификаторе и сделали первый шаг хотя бы для легализации уже действующего в нашей стране (благодаря разработкам волонтеров) BankID. Как только появится законодательная база для использования MobileID в качестве цифрового удостоверения личности, мобильные операторы смогут начать предоставлять SIM-карты нового формата.
А будет ли?
Скорее всего да. BankID - хороший и удобный инструмент для идентификации в интернете. Но он не хранит ЭЦП и уровень проникновения банковских аккаунтов в жизнь украинцев не так высок, как мобильной связи. MobileID будет более простым способом достучаться до масс и приучить их не бояться быть не только "аналоговыми", но и "цифровыми" гражданами.
Мобильные платежи
По состоянию на 2016 год в мире используется 2 млрд пользователей небанковских платежных систем. Какая-то их часть приходится на операторские платежные услуги. Какая-то - на сервисы технологических компаний. Вторые активно развиваются в странах с достаточно высоким уровнем жизни, так как требуют проникновения не самых дешевых устройств. Вторые стремительно растут в странах с развивающейся экономикой, вроде стран Африки и бедных государств Азии. Однако по мере развития мобильных платежных систем, растет и уровень жизни их пользователей, развивается экономика беднейших стран. Пока сложно спрогнозировать, какие изменения на уровне глобальной экономики это подстегнет, но уже очевидно, что это серьезный инструмент влияния.
Для развития платежей мобильная сеть - идеальный кандидат. Дешевая стоимость контакта, большое покрытие, охват всех слоев населения, доступность практически в любых условиях - банки не могут тягаться с таким.
В странах, где популярны мобильные платежи, пользователи активно переводят деньги друг другу даже за покупки в ларьке на улице или в транспорте. Развиваются сервисы микрокредитования, а мобильный счет становится лучшей альтернативой банковскому депозиту.
Помимо операторских "мобильных кошельков" в мире растет и доля небанковских платежных систем сторонних компаний - Apple, Samsung, Google, Alibaba. Успехи первых двух пока точно не озвучены, но они чисто физически не могут быть слишком большими - на руках у пользователей находятся десятки миллионов устройств, способных поддерживать технологии платежей Apple и Samsung, но они раскиданы по абсолютно разным рынкам. Об успехах Android Pay тоже известно мало. Но вот Alipay от Alibaba Groupна своем родном китайском рынке обеспечивают половину всех онлайн-платежей при пользовательской базе в 300 млн человек. Это огромная цифра, и ее рост подстегивает в том числе бурное развитие современных сотовых сетей связи.
Почему у нас нет?
В Украине все три крупных сотовых оператора пытались развивать мобильные платежи, но у lifecell услуга заглохла, Vodafone предлагает совсем скромные возможности, а у "Мобильных денег" Киевстар всего миллион пользователей, и то компания не отчитывается - это активных или всех, кто хоть раз попробовал услугу. Не последнюю роль в это играет и немалая комиссия при использовании мобильных платежей, которая в разы превышает банковскую.
Совсем на руку развитию мобильных платежей в Украине играет серый рынок зарплат (наличными в конверте), который не исключает использование электронных денег, маленькие доходы, слабое развитие мобильных сетей в паре с посредственным проникновением интернета по меркам европейской страны. То есть мы не умеем, не понимаем зачем, да еще и не имеем инструментов для этого.
С другой стороны, это направление в котором движется весь мир. Украина же стоит на месте, но будем надеться, что не навсегда. В прошлом году Vodafone зарегистрировал в Украине торговый знак своей мобильной платежной системы M-Pesa- возможно, ее таки выведут на наш рынок. Но в целом для нормального развития мобильных платежей необходимо развитие доступа в интернет и уход от выплаты зарплат наличными.
Big Data
BigData - как подростковый секс. Все об этом говорят, но никто толком не знает, что это такое. В мире ценятся специалисты, которые понимают, как работать с большими массивами данных. Компании понимают, что анализ Big Data, полученных от взаимодействия с клиентами, поможет им больше продавать. Но о значительных успехах в этой области пока сложно говорить. Хотя есть несколько ярких и понятных всем примеров:
- Поисковая выдача Google, ориентирующаяся на предыдущие интересы пользователя и его поведение в интернете, формирование поисковых результатов использует много данных о пользователе.
- Лента Facebook, в которую попадают посты по специальному алгоритму, ориентированному на поведение и интересы пользователя.
- Управление транспортной системой города, основанное на данных операторов о перемещении абонентов (используется в развитых странах Азии)
- Оценка миграции населения в рамках страны, основанная на операторских данных.
Big Data - это по сути обычная статистика, но с большим количеством вводных, позволяющая лучше предугадывать поведение пользователя. Кроме того, это информация, полученная не в результате исследований (опросов и т. д.), а в результате наблюдения за реальным поведением людей. Люди могут врать в исследованиях, сознательно или нет. Но тут вранья нет и не может быть - все ходы записаны беспристрастной системой.
Сейчас важно не то, какие данные собираются или могут быть собраны - важно научиться работать с тем, что уже есть. Например, если взять данные операторов о миграции абонентов внутри страны, можно найти проблемные зоны или города, и помочь им преобразиться. Данные о перемещении людей, собранные с датчиков с улиц, позволяют предугадывать время образования пробок и менять схему дорожного движения, расписание транспорта или даже график работы каких-то учреждений в соответствии с этими данными.
Оцифрованные медицинские карты жителей определенного региона (а в мире уже и "медицина" идет в облако) позволяет лучше прогнозировать развитие эпидемий, находить закономерности между особенностями региона и состоянием здоровья пользователей.
Почему у нас нет?
Нельзя сказать, что у нас совсем не изучают Big Data. Например, на основе "больших данных" о том, как абоненты мобильной связи пользуются услугами, наши операторы, лишенные возможности знать о пользователях предоплаты их личные данные, могут получать представление, кто примерно их пользователи (не конкретные адреса и фамилии, а скорее гендерные или возрастные маркеры) и какие услуги им будут нужны в ближайшее время.
А будет?
Наверняка более широкое использование Big Data в Украине - вопрос ближайшего времени. Простимулирует это развитие городской инфраструктуры (Киев, Львов и другие крупные города страны уже стремятся стать "умнее"), установка датчиков, сбор информации о жизни города - рано или поздно городские власти придут к тому, что данные надо обрабатывать. Кроме того, появление в Украине продуктовых ИТ-компаний и развитие этого сегмента тоже сделает в теории возможным появление подобных проектов. В данный момент наша страна в силу разных причин - кузница аутсорса. Но если ситуация начнет меняться, то Big Data-проекты не заставят себя ждать.
"Умная" медицина
В мире уже практикуется, причем не только в индивидуальном порядке, но и на государственном уровне, использование мобильной связи даже в медицинских целях. Тот самый "интернет вещей", который также уже у многих на слуху, проник и в мир медицинских устройств. Они получили возможность передавать данные с измерительных приборов пациентов удаленно к врачам. Так, например, в Турции у оператора Turkcell есть целый проект в медицинской сфере, в рамках которого пациенты, больные диабетом, получили глюкометры, оснащенные датчиками Bluetooth для подключения к передающему устройству, подключенному к мобильной сети. Регулярно, в положенное время и не выходя из дома, пациенты из пилотной группы осуществляют замеры сахара, их лечащие врачи получают данные замеров удаленно и день за днем, постоянно контролируют их здоровье, отмечая минимальные колебания и легко устанавливая их причину. В случае, если пациент не производит замеров, с ним связываются врачи из клиники, чтобы узнать причины. "Скорая помощь" в экстренных ситуациях может быть вызвана автоматически. Это позволяет лучше следить за состоянием здоровья людей в группе риска и государству - тратить деньги на профилактику сложных заболеваний, а не на лечение, которое обходится значительно дороже.
Почему у нас нет?
Потому что Украина не стоит в авангарде технологий, да и экономическая ситуация не располагает к внедрению подобных сервисов. Использование технологий требует и денег на закупку оборудования и ПО, и законодательной базы, и обучения врачей и пациентов, и наличия достаточных средств у значительной части населения - чтобы программа в итоге окупилась. Возможно, кое-где в частных клиниках подобные вещи уже практикуются даже в нашей стране. И определенно, подобные вещи станут неотъемлемой частью медицины будущего.
Локальные мобильные сервисы
В мире уже закончился процесс бурного развития сетей 4G. Передовые страны обсуждают новое поколение, 5G, в то время как Украина еле справляется только с третьим поколением сетей. 4G принесет, помимо больших скоростей, большей емкости сети для большего числа абонентов и лучшего качества как интернет-соединения, так и голоса, новые возможности для операторов. Среди них - установка на сервер приложений, доступных для абонентов в конкретном месте, возле определенной базовой станции.
Например, в местах проведения концертов - больше информации об исполнителях, какой-то бесплатный легальный контент (например, новая песня легально и в хорошем качестве, клип с мероприятия), возле туристических достопримечательностей - больше информации о них (история, стоимость посещения, загруженность и сложность маршрута, возможность покупки билетов минуя кассу и т. д.). Это не только потрясающие возможности для пользователя, но и отличные перспективы для бизнеса и разработчиков. А это, в свою очередь - новые рабочие места, экономические плюшки и тому подобные вещи.
Почему у нас нет?
Потому что у нас нет 4G.
А будет?
Да, но сложно спрогнозировать когда.
* * *
Разумеется, есть и менее масштабные вещи, которые несет в себе развитие мобильной связи. Например, мир M2M (подключений устройств друг к другу и их взаимодействие без участия человека) позволяет контролировать гораздо больше, чем данные медицинского оборудования. Работу счетчиков, лифтов, светофоров, освещения. Все эти вещи уже есть, причем даже в Украине, правда пока в малом количестве и о них мало кто знает. Возможности для мобильной коммерции также не ограничиваются переводом средств между абонентами или оплатой полезных услуг. Но тут речь о самых судьбоносных возможностях, которые особенно сильно влияют на быт. В дальнейшем же будут появляться новые, и если Украина сможет в перспективе нескольких лет преодолеть свою технологическую отсталость, до нашей страны они будут добиться быстрее и результат от их внедрения будет заметнее.
Ангелина Авдеева
4G 5G Samsung Vodafone Киевстар