Послевоенное искусство: новые страхи глобального мира
Каким было изобразительное искусство стран "третьего мира" после 1945 года? Какие темы волновали живописцев и скульпторов Западной и Восточной Европы в первые послевоенные десятилетия?
Никогда еще мир не переживал таких потрясений, как во время Второй мировой войны: миллионы жертв по всему миру, целенаправленное, планомерное истребление евреев, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки... После 1945 года миру пришлось изобретать себя заново. Изможденная войной планета, несмотря на, казалось бы, смертельную "усталость", пошла на новый виток развития конфликта: на смену окопам и танкам пришла холодная война.
Противостояние Запада и Востока, перспектива применения атомного оружия, новые страхи и угрозы, - все это находило отражение в живописи, скульптуре, кино, литературе, театре и т. д. О том, как художники видели новый мир, рассказывает открывшаяся в мюнхенском Доме искусства (Haus der Kunst) выставка "Послевоенное искусство: от Тихого до Атлантического океана, 1945-1965"("Postwar: Kunst zwischen Pazifik und Atlantik, 1945-1965").
Экспозиций, посвященных послевоенному искусству на Западе и/или на Востоке, уже было предостаточно. Мюнхенский художественный музей поставил перед собой более амбициозную задачу, решив покинуть привычную схему и географически расшириться. Здесь представлены работы 218 художников из 65 стран мира. Кураторы выставки сознательно уходят от свойственного европейским музеям евроцентризма, предоставляя площадку работам послевоенных художников Индонезии, Индии, Сирии, Нигерии, Аргентины, Ирана, Египта и т. д.
Другие акценты
Международная конференция 1955 года в индонезийском Бандунге показала, что для стран Азии и Африки, обретшим независимость, наиважнейшими темами в то время были антиимпериализм и антиколониализм. Художники, жившие и работавшие в Азии и Африке, имели свои представления о мире, применяли иные техники живописи и скульптуры, обращались в своем творчестве к другим темам, нежели их коллеги в Западной или Восточной Европе, в Японии или США.
Куратор выставки и директор мюнхенского Дома искусства Окви Энвезор, блестящий нигерийский искусствовед, на счету которого проведение Венецианской биеннале, кассельской выставки Documenta и реализация массы других престижных проектов, решил "за три ходки" познакомить европейскую публику с искусством, ей доселе малознакомым или незнакомым вовсе. Вслед за нынешней экспозицией последуют еще две, где также будут обширно представлены работы художников, до сих пор лишь крайне редко или даже никогда не выставлявшихся в Европе.
Энвезор первым из европейских кураторов позволил себе столь масштабную "глобализацию". Придется его коллегам подтягиваться, расширяя географию и обновляя свои собрания послевоенного искусства, а "продвинутой" публике, в свою очередь, привыкать к новым именам и к тому, что в скором времени не знать о творчестве того или иного художника из Иордании или Южной Кореи станет неприличным.
Конечно, экспозиция в Мюнхене открывается "привычными" европейскому глазу работами Йозефа Бойса (Joseph Beuys), Герхарда Рихтера (Gerhard Richter), Фрэнка Стеллы и Фрэнсиса Бэкон, но они - не главные на этом празднике искусства.