27 октября. Памятные даты
Ежегодно в этот день по инициативе ЮНЕСКО отмечается Всемирный день аудиовизуального наследия
День аудиовизуального наследия отмечался в 2007 году, а провозглашен был на тридцать третьей сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2005. По данным ЮНЕСКО, в общем потоке информации, поступающей всеми существующими коммуникационными каналами, доля изобразительной, изобразительно-звуковой и звуковой информации составляет около 80%. Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к постепенному увеличению ее объемов, возрастает роль и значение аудиовизуальных документов как научных источников. Преодолевая языковые и культурные границы, аккумулированные в аудиовизуальных документах знания стали неотъемлемой частью современного информационного общества. Вместе с тем, всемирное аудиовизуальное наследие, которое объединяет аудио- и видеозаписи, чрезвычайно уязвимо и может быть повреждено или полностью утрачено вследствие небрежного отношения, естественного разрушения, технологического старения, а также умышленного уничтожения. В связи с этим ЮНЕСКО поставила перед собой задачу привлечь внимание общественности к важности сохранения данных материалов с помощью Всемирного дня аудиовизуального наследия. Аудиовизуальные архивы - это банк коллективной памяти человечества, который сохраняется многочисленными государственными и частными структурами. Эти архивы, особенно находящихся в периферийных районах, остро нуждаются в сохранении. Тема нынешнего Дня: "Это история твоей жизни, сохрани ее!" ЮНЕСКО призывает специалистов в области архивного дела по всему миру праздновать День путем проведения мероприятий, посвященных данной теме.
События дня: 340 лет назад (1676) в селе Журавном между Речью Посполитой и Османской империей был подписан Журавненский мирный договор, согласно которому поляки отказывались в пользу турок от Правобережной Украины и Подолья; значительная часть Правобережной Украины (за исключением бывших Белоцерковского и Паволоцкого полков) признавалась казацкой территорией под управлением гетмана П. Дорошенко. Однако польский сейм не ратифицировал Журавненский мирный договор, что привело впоследствии к новой войне между Польшей и Турцией и заключению Карловицкого мирного договора 1699 года.
Юбилеи дня: 240 лет со дня рождения Якова Михайловича Марковича (1776-1804), украинского историка. Автор небольшого по объему, но чрезвычайно интересного по содержанию труда "Записки о Малороссии, ее жителях и производстве". Книга была лишь первой частью большого труда, что задумывал автор. Однако преждевременная смерть не позволила завершить планы. Яков Маркович умер в 28-летнем возрасте.
лет со дня рождения Ивана Киприана (1856-1924), священника Украинской Греко-Католической Церкви, общественно-политического деятеля, капеллана УГА, музыковеда. Иван Киприан - один из первых украинских новомучеников, уничтоженных коммунистическим режимом за Христову веру и за любовь к родине. На протяжении десятилетий украинцев заставляли верить в сомнительные подвиги Павлика Морозова и других большевистских святых, зато имена настоящих героев были подвергнуты полному забвению - сначала "ленинцы", а затем и "сталинцы" думали, что с течением времени и за нереальными цифрами казненных (ведь речь шла о миллионах) - замученных, расстрелянных, замученных голодом и просто пропавших без вести в зловещих лабиринтах репрессивной системы - их имена никто никогда не вспомнит. Однако оказалось, что, несмотря на страх и время эти имена не забыты. Удивительным образом тонкие, слабые ростки памяти начинают прорастать. Имя Ивана Киприана - одно из таких возвращенных имен, а его жизнь - пример одной из форм героизма - человечности в нечеловеческих условиях. Родился он в г. Сокале в аристократической семье. Получил духовное образование в Перемышльской семинарии и музыкальное - во Львове. В течение 10 лет (1904-1914) служил священником в селах Галиции, а затем в Немирове, Рава-Русского уезда. Был дирижером церковно-светских хоров, автором духовной музыки, записывал народные песни, пропагандировал произведения Дмитрия Бортнянского, Анатоля Вахнянина, Остапа Нижанковского, Виктора Матюка и других композиторов. Участвовал в общественно-политической жизни. В Немирове возглавил "Просвиту", баллотировался в Венский парламент. Был народником по призванию, принадлежал к национал-демократической партии. В 1880 году Иван Киприан издал за свой счет учебник "Основы музыки", чего не смог сделать ни один из тогдашних галицких композиторов. Позже вышли в свет еще несколько произведений Киприана. Его учебники по музыке и до сих пор не потеряли своей актуальности. В 1916 году Киприан вступил в ряды УСС (украинский добровольческий батальон Сечевых стрельцов). Во время национально-освободительной борьбы был капелланом (полевым духовником) в Украинской Галицкой армии, пройдя с ней всю кампанию в Галиции и за Збручем. В декабре 1919 года во время большой эпидемии тифа занимался больными, исповедовал их, хоронил. Не оставлял своих пастырских обязанностей даже после ареста в 1920 году. Свой земной путь Иван Киприан закончил в ссылке в Сибири. История его смерти жуткая и трогательная одновременно. Находясь в советском концентрационном лагере, украинский священник тайно занимался детьми, рожденными в заключении. Накануне Рождества 1924 года он проник в детский барак. В подарок для малышей он принес засахаренных ангелочков, чтобы как-то поддержать несчастных. Почти двадцать детей находилось в отдаленной за оградой клетке без крыши. Был страшный мороз, к тому же началась метель, которая не утихала несколько дней. За это время дети замерзли, вместе с ними замерз и о. Иван Киприан. Охранники, которые пришли позже, увидели погибших детей и отца Киприана, держащего за руку мальчика, который крепко прижал к груди засахаренного ангелочка.
лет со дня рождения Николая Григорьевича Мошика (1941), известного украинского бандуриста, композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств Украины, одного из самых ярких представителей древнего украинского исполнительского искусства - кобзарства. Ученик Евгения Адамцевича (впервые услышал игру и пение выдающегося кобзаря на сельском рынке). Родом Николай Мошик из села Засулля, что на Сумщине. Юность музыканта прошла в Ромнах. Безудержное увлечение кобзарским искусством привело парня в студию при Государственной заслуженной капелле бандуристов, далее в музыкальное училище, а затем в Киевскую консерваторию имени П. Чайковского, которую окончил в 1976 году. Работал в областной филармонии, Киевском оркестре народных инструментов, Уманском музыкальном училище. А потом много лет занимался преподавательской работой. В репертуаре художника произведения Егора Мовчана и Евгения Адамцевича, в частности на слова Павла Чубинского "Славная твоя кобза", Дмитрия Павлычко "Молитва", Алексея Ющенко "Казацкая песня", аранжированные для бандуры произведения украинской и мировой классики. Николай Мошик является автором дум "Конотопская битва", "О Глухове", "О голодоморе" в соавторстве, а также песен на слова Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Дмитрия Белоуса, Александра Олеся, Лины Костенко, Бориса Олийныка, фольклорных записей "Молитва Калнышевского", "Легенда о всаднике", "Ой как выйду на долину" и др. Имя Николая Мошика хорошо знают не только на родной Сумщине, в Украине, но и за рубежом. Повсюду, куда заносила его судьба - в далекую Якутию, на Кавказ, в Болгарию, Польшу - он нес родную украинскую песню, достойно и вдохновенно представляя музыкальную культуру своей родины. Провел более 3 тыс. концертов, большинство из которых - благотворительные.
Годовщина смерти: 85 лет со дня смерти Христи (Кристины Алексеевны) Алчевской (1882-1931), украинской писательницы, педагога, переводчицы. Дочь Алексея Кирилловича Алчевского - харьковского купца первой гильдии (промышленник, банкир), одного из самых богатых людей Российской империи, известного украинского мецената. Ее мать - Христина Даниловна Алчевская - украинский педагог, деятель народного образования. После окончания гимназии училась в Париже на женских курсах, впоследствии преподавала французский язык в харьковских гимназиях. Литературную деятельность начала в 1903 году. Поэзии Алчевской, вошедшие в сборники "Тоска по солнцу" (1907), "Солнце из-за туч" (1910) и др., проникнуты лирическими и гражданскими мотивами. Кроме украинского, свободно владела польским, русским, французским и немецким языками. Переводила на русский произведения Ивана Франко, а на французский - Шевченко и даже раннего Павла Тычину. Ей принадлежат также переводы произведений Вольтера, Беранже, Гюго, Толстого. По свидетельству самой поэтессы, на ее мировоззрение повлияли два человека: Николай Михновский - харьковский адвокат, лидер Украинской партии самостийников-социалистов (УНП) и Ольга Кобылянская. Она поддерживала личные отношения и общалась с Иваном Франко, Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским, Василием Стефаником. После Октябрьского переворота Кристине Алчевской жилось довольно трудно, однако никакие притеснения, замалчивание и унижения со стороны власти не сломили ее духа. На склоне жизни она позволила себе такую ''реплику: "Меня не вычеркнуть при всем желании из истории никак". Умерла незамужней. Была очень красивой. Агафангел Крымский, достаточно скупой на комплименты и вообще равнодушный к женщинам, сказал о ней: "Кристина - не девушка, а сказка". По себе Кристина Алчевская оставила огромное рукописное наследие (около 4 тысяч произведений), значительная часть которого хранится в отделе рукописей Института литературы НАН Украины и в Национальной библиотеке им. В. Вернадского. Она умерла в родном Харькове, не дожив и до 50 лет. На ее надгробии высечены только два слова: "Просветительница народа". Столетний юбилей Христи Алчевской в ''1982 году отмечался на международном уровне - дата была внесена в календарь памятных дат ЮНЕСКО.