Дайджест международных новостей: Ближний Восток в огне, ЕС в трещинах и Венесуэла в шаге от войны
В минувшее семидневье Украина сумела удивить добрососедскую Беларусь, пригрозив выпустить истребители против белорусского пассажирского лайнера. Остальной же мир занимали более масштабные вопросы: на кону ни много ни мало глобальное переустройство.
Проправительственные отряды под крылом российской авиации обрели уверенность в своих силах и крепко бьют исламистов в разных регионах Сирии. Но основное внимание которую неделю приковано к Алеппо.
Специфическое «алеппийское спокойствие» отчасти еще существовало: самолеты РФ и Сирии не бомбили мятежные восточные кварталы, ибо в Москве сочли целесообразным продлить действующий с 18 октября режим прекращения полетов над городом. На земле же разворачивались яростные схватки. Сирийские войска с одобрения России взяли паузу в череде пресловутых «гуманитарных пауз» и добились немалых успехов.
28 октября исламисты яростно контратаковали, в том числе в направлении гуманитарного коридора; Дамаск сообщил, что все их попытки потеснить армейцев оказались безрезультатными.
Однако российские военные обратились к президенту Владимиру Путину, как верховному главнокомандующему, с просьбой разрешить вновь использовать авиацию в Алеппо, ибо под обстрелами «умеренных» массово гибнет мирное население западных, правительственных кварталов города.
Прекращение воздушных атак не повлияло на человеколюбивый пафос заместителя генсека ООН Стивена О'Брайена, снова обличавшего Дамаск и Москву. Эта речь нашла отклик в чуткой душе постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина, который сравнил ее с проповедью и стихами (правда, добавив, что за первой он отправился бы в церковь, а за вторыми - в театр, а не в Совет Безопасности ООН). Чуркин напомнил О'Брайену, что авиаудары не наносятся уже неделю, и посоветовал приберечь мощь красноречия для будущего романа.
Поскольку из-за нежданного миролюбия ВКС РФ истории об Алеппо в последнее время выглядели не так убедительно, внимание переключилось на соседнюю провинцию Идлиб. 22 октября в Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ) объявили, что в результате неоднократных авианалетов на школу в сирийском городе Идлиб погибли 22 ребенка и 6 учителей.
Рассуждения западных политиков и СМИ о причастности российских самолетов к этой трагедии в МИД РФ назвали «враньем» и потребовали немедленного международного расследования произошедшего.
А Минобороны России, указав, что в среду ни один российский самолет в указанный район не заходил, рассмотрело заодно, что видеокадры авиаудара, опубликованные в масс-медиа, являются «склейкой более 10 смонтированных отрезков, снятых с различным разрешением в разное время суток». Для подтверждения своих подозрений военные направили к месту инцидента беспилотник; по их утверждениям, «никаких повреждений крыши школы или воронок от взрыва авиабомб в прилегающем к школе районе нет». К этому мнению присоединился МИД, обвинивший ооновцев в неэффективной работе в Алеппо во время «гуманитарной паузы».
Кроме того, ЮНИСЕФ узнал о 3 погибших школьниках на подконтрольной правительству территории при обстрелах школ зажатыми в Алеппо боевиками.
Жестока война в Сирии, но и в Ираке сейчас едва ли слаще. Штурм Мосула в разгаре; авиация проамериканской коалиции усердствует против бойцов «Исламского государства». При массированных бомбардировках жилых кварталов огромного города избежать гибели мирного населения невозможно.
Настал черед России попрекать Штаты десятками убитых гражданских, в том числе и в разбомбленной американцами школе. Правда, в отличие от ситуации с Алеппо, чиновники ООН пока не разглядели невинные жертвы в Мосуле. Избирательная близорукость - качество, карьерно полезное политикам такого уровня.
Однако истребление траурной церемонии в иракском городе Дакук положить под сукно было труднее. Уж очень наблюдательными оказались россияне, следя даже за местечком, в котором ДАИШ не было. По данным местных властей, вследствие воздушного визита освободителей 15 женщин погибли, еще полсотни дам отделались ранениями.
Теперь уже Вашингтон стал категорически отметать все подозрения в причастности к кратному увеличению траура в дакукской траурной процессии. А правозащитные организации, призвав для порядка расследовать трагедию, стали выдвигать версии об обстреле с земли - либо со стороны ИГ, либо со стороны курдов, которые, собственно, Дакук и контролируют.
Сами-то американцы не склонны акцентировать внимание на досадных оплошностях в виде Дакука, зато с удовольствием похвастались убиением к 27 октября «от 800 до 900 террористов ИГ». Впрочем, не менее хвалятся и иракцы.
Из сообщений Пентагона игиловцы с ужасом узнали, какие тяжкие потери они несут. Видимо, в рамках ассиметричного ответа джихадисты предприняли ряд дерзких рейдов на Киркук, Синджар и Рутбу. Эти города устояли, но вряд ли нападавшие всерьез стремились завладеть ими. Зато причинить урон силовикам и засатвить паниковать население им вполне удалось.
Наиболее напряженная обстановка сложилась в Киркуке, где бои длились почти трое суток. В качестве драгоценной добычи победителям достался двоюродный брат бывшего президента Ирака Саддама Хусейна, воевавший за ИГ.
Между тем Турция не устает заявлять о своем безмерном желании освобождать Мосул, упирая на то, что уже участвует в операции. Центральное правительство в Багдаде недовольно, но под давлением США присмирело; сложную гамму чувств вызывает турецкое вмешательство у иракских курдов.
Подбираясь к Мосулу, Анкара уже вовсю воюет на севере Сирии под прикрытием пушечного мяса из т. н. «Свободной сирийской армии». Их противниками становятся не только, а порой не столько игиловцы, сколько местные курдские отряды. И курды, и турки рвутся к местечку Эль-Баб, игиловцы же их не пускают, разумно надеясь на внутренние раздоры в рядах атакующих.
Бои курдских повстанцев с «оппозиционерами» идут ожесточенные; курдам порой помогают вертолеты сирийских правительственных сил. Тем не менее турки останавливаться не намерены и явно делают все, чтобы запад Сирийского Курдистана не соединился с его более крупной восточной частью.
Вероятно, некурдский север Ирака и Сирии, где столь крепко засели салафиты всех мастей, лучше будет подчиняться исламизирующейся суннитской Турции, нежели Багдаду и Дамаску. Формально турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган обещал своему американскому коллеге Бараку Обаме блюсти территориальную целостность Ирака. Однако на аппетиты Анкары в Москве и Тегеране пока взирают относительно спокойно (хотя вольностей зарвавшимся турецким самолетам в сирийском небе уже не позволяют). Нельзя исключать, что речь идет о разделе региона на сферы влияния с целью подавления крайних проявлений религиозного экстремизма.
В Йемене после трехдневного перемирия также возобновилась война. 23 октября саудовские самолеты вновь воспарили ввысь, чтобы превращать в пустыню непокорные шиитские города. А хуситы и салеховцы, противостоящие амбициозному Эр-Рияду, устроили, хоть и не без потерь, смертоносные фейерверки на военных базах на территории самой Саудии. И даже захватили одну из них - в провинции Наджран.
Боевики «Исламского государства» пытались дестабилизровать ситуацию не только на Ближнем Востоке. В Пакистане, к примеру, горстке игиловцев удалось учинить грандиозную бойню с десятками жертв в полицейском училище. В России же два джихадиста из Средней Азии сами были застрелены при попытке напасть на правоохранителей.
В ставших уже довольно привычными нападениях на Францию экстремисты взяли тайм-аут, однако получили новый повод для недовольства. Французские власти наконец озаботились вопросами правопорядка и гигиены в портовом Кале и жесткими мерами ликвидировали успевший стать знаменитым лагерь для мигрантов «Джунгли», живописно оживлявший пейзажи этого старинного города.
К слову, «приток беженцев в Европу» наряду с финансовым кризисом и «шоком от референдума в Великобритании» был назван главой МИД ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером в качестве причин погружения Евросоюза в «состояние сильной турбулентности». Министр намекнул, что ЕС балансирует на грани распада.
Проблему миграции затронул премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в своем выступлении на мероприятии, посвященном годовщине антисоветского восстания 1956 года. Горячий мадьяр, раскритиковав СССР, по-гусарски обрушился и на евробюрократию, диктующую европейским народам, с кем им жить в их собственных странах. Орбан дал понять, что не допустит растворения своей державы в единой Европе «плавильного котла»: «Мы хотим быть европейской нацией, а не национальностью внутри Европы!».
Еще один бунт Евросоюзу преподнесла Бельгия, точнее, ее регионы Валлония и Брюссель (который по парадоксальному совместительству столица ЕС). Они выступили против уже подготовленного договора о свободной торговле между ЕС и Канадой (СЕТА), чем страшно обидели канадцев, разочаровавшихся в способности своих евросоюзников принимать решения.
Поупорствовав в оной ереси несколько дней и насладившись собственной значимостью, валлоны все же уступили федеральному правительству Бельгии.
Заключение всеобъемлющего торгового договора с США наталкивается на еще большее сопротивление европейцев. Но американцам сейчас не до ЕС - президентские выборы на носу. А тут еще и собственные молодые избиратели внушают тревогу: по данным Fox News, 46% американцев, родившихся в 1980-е годы, предпочли бы видеть лидером страны социалиста.
Переполошившиеся консерваторы утверждают, что среди тех, кто учится сейчас в старших классах, этот показатель якобы еще выше, а 20% из учащихся и против коммуниста ничего не имеют.
Впрочем, американское руководство само сменило гнев на милость в отношении коммунистического режима на Кубе: политика, сработавшая на излете XX века в Восточной Европе и СССР. Теперь США впервые за четверть века решили деликатно воздержаться при голосовании в ООН по поводу ежегодной резолюции, призывающей Штаты прекратить экономическую блокаду Острова Свободы.
Зато в отношении «боливарианской» Венесуэлы Вашингтон последователен. Экономическое давление вкупе с щедрой подпиткой оппозиции и неумелым руководством президента Николаса Мадуро делает свое дело.
С 22 октября венесуэльские города лихорадит: оппозиционеры требуют отставки главы государства, поскольку за день до того центризбирком страны приостановил сбор подписей для проведения референдума об импичменте Мадуро. Порой демонстрации перерастают в столкновения с полицией, сообщается о гибели как минимум одного стража порядка.
Дело не ограничилось уличными манифестациями. Находящийся под контролем оппозиции Национальный конгресс Венесуэлы большинством голосов объявил действия президента государственным переворотом и проголосовал за начало судебного процесса над Мадуро.
Тот тоже не бездействовал. Раскритиковав в телеобращении действия оппозиции, президент пообещал не допустить в стране «ни государственного переворота, ни американского вмешательства». Кроме того, правительство изъявило готовность с 1 ноября повысить на 40% минимальный размер оплаты труда.
12 разволновавшихся держав Латинской Америки призвали противоборствующие стороны к диалогу. Но, похоже, большее влияние оказала папская курия - недаром Мадуро встречался с папой римским Франциском в Ватикане, в то время как папские представители общались с оппозиционерами в Каракасе. Противники договорились начать переговоры 30 октября, однако, если они и состоятся, то вряд ли будут легкими.
На фоне реставрации американского влияния во взбунтовавшейся было Латинской Америке весьма тускло выглядят достижения США в Юго-Восточной Азии. Штаты лишь выразили свое недовольство Филиппинам за их политический дрейф в сторону Китая, пытаясь по возможности смягчить формулировки. А тут еще, как назло, в СМИ просочилась информация об успехах китайской разведки, матерые штирлицы которой якобы способны добыть сверхсекретные планы Пентагона на случай войны с КНР.
На Манилу реплики Вашингтона особого впечатления не произвели. Но помог сам Господь, поговоривший по душам с президентом Родриго Дутерте, главным автором филиппинских филиппик в адрес США. По словам Дутерте, он обещал Богу прекратить сквернословить.
И вовремя. Барак Обама, уже дважды охарактеризованный неуемным филиппинцем как «сукин сын», благодаря заступничеству Господа получил возможность уйти с исторической сцены не обруганным в третий раз. Правда, начинал Обама с других эпитетов - например, «лауреат Нобелевской премии мира».
А с новым президентом США общаться в оскорбительном тоне будет, вероятно, труднее.
Ведь мистера Трампа вряд ли можно обругать без последствий.
И кем бы ни была миссис Клинтон, но она уж точно не «сын».