Туалетное лицо Города: "сортирная программа" мэрии, бизнес-схемы и знаменитые клозеты Одессы
И снова наша рубрика "Лицо Города", в которой мы рассказываем о мелочах, которые делают Одессу Одессой и наоборот. И сегодня рассказ "Думской" - об объектах муниципальной санитарии, туалетах, они же сортиры, они же клозеты. Объектах во всех смыслах стратегических, без которых и горожанам плохо, и туристам никакого удовольствия от созерцания достопримечательностей нет. Кстати, когда материал уже был готов, родная мэрия в лице КП "Сервисный центр" подкинула инфоповод - новенький МАФ типа "мэ и жо" аккуарат под стенами Воронцовского дворца на Приморском бульваре. Полезное начинание, но вот выбор места для него не выдерживает никакой критики. Они бы еще посреди Думской или Театральной воткнули свой сортир!
Установка туалета возле Воронцовского - это часть амбициозной программы администрации Труханова по "повышению уровня санитарно-бытового обслуживания жителей и гостей Одессы". Исполком утвердил ее в 2014 году. Первоначально отцы города планировали украсить центр и спальные районы 48 новенькими туалетами, причем не абы какими, не будками вроде той, что выросла возле Воронцовского дворца, а красивыми и современными. Автоматическими. Причем первые 24 сортира должны были появиться уже в 2014-м, еще столько же - в 2015-м. Но не сложилось почему-то. То ли денег не хватило, то ли их решили не тратить на столь прозаические цели. Программу несколько раз подкорректировали, перенеся сроки и сократив количество запланированных уборных. В итоге в ней оставили всего 24 туалета. От общественных уборных в спальных районах отказались, зато добавили места отправления естественных нужд в парке Победы и на Трассе здоровья. А этим летом муниципалитет поднял цены на туалетные услуги - с 3 до 4 гривен.
САМЫЙ ЖУТКИЙ - ПОД МЭРИЕЙ, А ХАЙ-ТЕК СОРТИРЫ В ГОРСАДУ И НА ЛАНЖЕРОНОВСКОЙ СЛОМАЛИ
Корреспондент "Думской" проинспектировал существующие отхожие места в центре города и не только. Первым делом он побывал в горсадовском туалете. При Гурвице Горсад лишился большого капитального туалета. На его месте восстановили историческое здание павильона минеральных вод. Сейчас там размещается ресторан. А чтобы гражданам было куда ходить по нужде, у входа в сквер со стороны Преображенской установили современную французскую уборную - автоматическую и приспособленную для инвалидов. К сожалению, коммунальщики так и не разобрались, как с ней работать, и модный сортир несколько лет простоял закрытым. В 2014-м году его демонтировали, установовив вместо туалет попроще, с кассиром.
За 4 гривны вы получите там холодную воду в кране, сушилку для рук и... постоянно выключающийся свет. Дело в том, что лампа внутри работает вместе с датчиком движения. Когда человек заходит, свет включается, но уже через минуту "заседания" гаснет. Чтобы снова стало светло, надо подвигаться. А как это сделать, сидя на унитазе?
Вторая французская автоматическая уборная на Ланжероновской, возле Оперного театра, никогда толком не работала и используется как рекламная тумба. Автоматика давно украдена.
Еще один туалет есть на Соборной площади, возле храма. Он большой, просторный и всегда чистый. На умывальниках присутствует жидкое мыло, сушилки для рук работают, но, как и в Горсаду, нет горячей воды.
Также был туалет в подземном переходе под Преображенском, но с началом реконструции сооружения его закрыли.
Один из самых отвратных одесских сортиров находится на склоне Думской площади, в каких-то десяти метрах от здания муниципалитета. Посещение его стоит меньше, чем по городу - всего 3 гривны. Впрочем, это, наверное, даже дорого, если учесть, какая картина предстает перед страждущим человеком. Описывать не будем, посмотрите фото.
Раньше альтернативой этой жуткой, простите, сральни был биотуалет на входе в Стамбульский парк. Увы, с началом реконструкции зеленой зоны его демонтировали.
На Александровском проспекте туалет можно найти возле "Книжки". Чтобы попасть внутрь, надо заплатить кассиру, который выдаст жетон. Эта уборная вполне пристойна.
Еще два клозета имеются в Старобазарном сквере. В первый, который стоит 2 гривны, лучше не заходить: он примерно такой же, как возле мэрии. Впрочем, обслуживающий персонал пытался его украсить, в частности живописными произведениями. Рядом со старым сортиром установлен металлопластиковый туалетный МАФ. В нем справить нужду обойдется уже в 4 гривны. Внутри вполне пристойно. Противогаз не нужен, жидкое мыло есть, сушилки работают, но вода, как и везде, холодная.
В парке Шевченко работают два туалета. Один, в Зеленом театре, точно такой же, как новый в Старобазарном сквере. Без горячей воды. И стоит столько же.
Второй находится возле аттракционов, но, в отличие от первого, в нем есть тепленькая водичка. А еще рядом дежурит славный песик.
На Ланжероне, если прихватит, гадить придется в кустах: единственный туалет не работает, потому как не сезон.
Подземный туалет на Куликовом поле закрыли, когда благоустраивали площадь. Рядом стоит еще один металлопластиковый сортирный МАФ за 4 гривны и без горячей воды. Зато с сушилкой и жидким мылом. И не пахнет почти.
Словом, определенные изменения в сфере санитарно-бытового обслуживания граждан произошли. Туалетов, действительно, стало больше, хоть и не так, как обещали власти; они стали лучше пахнуть и предоставлять услуги, а не дырки в полу. Вонючих биосортиров в исторической части больше не наблюдается. Это еще не Париж, но уже не Одесса пятилетней девности, когда главной уборной центра города был "Макдональдс" на Дерибасовской. Прогресс, как говорится, налицо. Ну а горячую воду все же стоит включить. За четыре гривны-то!
ТУАЛЕТЫ НА СЛУЧАЙ ВОЙНЫ И КАК ИСТОЧНИК ДЕНЕГ
С самого основания в Одессе никогда не было необходимого количества оборудованных "учреждений", где прохожий может справить нужду. Всерьез занялись этим лишь Советы, которые понастроили удобств повсюду - в парках и скверах, на конечных общественного транспорта, возле памятников архитектуры и даже под горисполкомом на Думской. Кстати, этот одесский туалет сохранился почти в первозданном виде. Туалеты в Одессе советской поры строились согласно нормативу, обязательному для всех городов СССР - СанПиН № 983 - 72 от 19 июля 1972 года - расстояние между этими сооружениями не должно было превышать 700 метров.
Большинство одесских туалетов советской поры создавались под землей. Причин тому две. Во-первых, отхожие места не должны были портить вид на парки или скверы. А во-вторых, в случае войны они исполняли роль "быстрых" бомбоубежищ. Поэтому подземные туалеты строили с метровой прослойкой бетона сверху, хорошей вентиляцией и даже колодцами для коммуникаций. Есть и другая версия - проектирование общественных туалетов было в свое время доверено учреждению, которое долго специализировалось на строительстве бомбоубежищ и бункеров военного назначения. И инженеры просто не могли отойти от шаблона.
Повышенная концентрация общественных отхожих мест оборачивалась всеобщей санитарной катастрофой в этих самых местах. Указателей, где поблизости можно обнаружить туалет, в СССР не устанавливали. Все было просто - местонахождение ближайшего общественного сортира гражданин выявлял по своеобразному аромату, похожему на запах боевых отравляющих газов. Часто в туалетах отсутствовал свет - лампочки выкручивали как обычные граждане, так и те, кто нуждался в темноте.
В советские времена за санитарией в отхожих местах следили специально обученные бабушки, вооруженные хлором и швабрами. В 1990-х уборщиц стало не хватать, и туалеты превратились в настоящие болота из отходов жизнедеятельности. Заходить туда без фонаря и респиратора было опасно.
Но деньги не пахнут, и тогда же туалеты превратились в довольно прибыльный бизнес. Взяв в середине 90-х у мэрии или райисполкома в аренду общественный туалет где-нибудь на проходном месте, можно было нехило подняться. Этим пользовались многие бизнесмены, ныне известные и респектабельные. Каждый второй одесский предприниматель в свое время "держал" туалет. Бизнес на оказании платных туалетных услуг был довольно престижным, во всяком случае, арендаторы источников своего обогащения особо не стыдились. А за право взять в аренду сортир разворачивались настоящие войны и платились серьезные деньги. Например, за аренду туалета на Привозе рыночная администрация получала суммы, на которые можно было купить новенькую иномарку.
Особых вложений или инвестиций туалетный бизнес не требовал. Достаточно было посадить на входе старушку-уборщицу с вредным характером, оснастив ее рулончиком талонов и туалетной бумагой. Кстати, одесские туалетные уборщицы - это отдельная песня. Бабушки никогда не были стеснены какими-то условностями и часто начинали очередную уборку, бесцеремонно подвигая шваброй тех, кто, по их мнению, "засиделся" в кабинках. "Ходют тут всякие, гадят, потом убирай за ними".
Сейчас сортиры - тоже бизнес, но в другом плане. Старые отхожие места мэрия сдает в аренду как капитальные строения. Через полгода-год их приватизируют вместе с земельными участками. Причем площадь оных может достигать даже гектара. В одесской прессе эта схема получила название "сортирной". Так, в ближайшее время превратится в пафосный ресторан один из подземных туалетов в парке Шевченко. Аналогичная судьба ждет клозет на Трассе здоровья, в районе Дельфина.
ПОТЕРЯННЫЕ ПИСТОЛЕТЫ, ПОХИТИТЕЛИ ШАПОК И ФИЛИАЛ "РУССКОГО ЧАЯ"
Старые советские туалеты обросли своей историей. Например, бетонная будочка "мэ и жо" возле стадиона "Черноморец" фигурировала в киносериале "Ликвидация" - там по сюжету один из милиционеров потерял табельное оружие. Этот эпизод взят из жизни, однако произошел он не в послевоенное время, а в 1960-е. Тогда один из оперов Центрального райотдела милиции, действительно, уронил в одно из отверстий туалета табельный пистолет. Ствол предательски выскользнул в очко, когда оперативник старательно изображал страждущего, ожидая начала операции по задержанию компании воришек. Преступники тусовались в парковой шашлычной возле "Майдана" - танцплощадки "Огни маяка". Падение оружия в вонючую выгребную яму не помешало операм задержать сразу всех воров. До начальства информация об утере пистолета не дошла: доблестные опера обошлись своими силами, припахав искать ствол двух местных "синяков" за пару бутылок портвейна "777". В целях обеспечения "санитарной безопасности" алкоголиков облачили в общевойсковые защитные комплекты и противогазы. Оружие мужественные любители бухла нашли. Но незадачливый опер надолго получил среди коллег кличку "Засранец"...
Оружие в содержимом выгребных ям туалетов, расположенных вдоль Трассы здоровья, неоднократно обнаруживали ассенизаторы. Стволы сбрасывали бандиты и киллеры. В середине 1990-х в шланги ассенизационных цистерн при заборе содержимого ям регулярно попадали пистолеты самых разных систем - от стандартных "Макаровых" до древних Наганов. Встречались в выгребных ямах и другие "гостинцы". Пару раз ассенизаторы доставали отрезанные головы и другие части тел, а однажды выудили огромную пачку фальшивых акцизных марок. Счет же найденным пустым кошелькам и дамским сумкам и вовсе не велся: воры и грабители сбрасывали эти аксессуары в туалеты сразу после преступления.
С туалетами в 1980-90-х годах была связана целая отрасль воровского ремесла - в отхожих местах зимой "работали" похитители шапок. Меховая шапка в те годы считалась статусным предметом одежды и стоила немало - от 20 до 50 рублей, в зависимости от того, из меха какого животного была изготовлена. Обладателей кроличьих шапок никто не тревожил, зато гордым владельцам ондатровых или песцовых ушанок, зашедшим "отдохнуть" в общественный туалет, во время процесса приходилось держать драгоценный головной убор обеими руками. Вот только профессиональных воров-"шапочников" такая мера предосторожности вовсе не смущала. Они применяли довольно подлый прием - просто толкали сидящего на очке назад. В результате потерявший равновесие бедолага терял контроль над своим сокровищем, пытаясь опереться конечностями о стенки кабинки.
Ныне закрытый подземный туалет возле Куликова поля имел славу места "знакомств" представителей сексуальных меньшинств. Там, где сейчас находится известный ночной клуб, располагалось кафе "Русский чай". По загадочной причине, в нем частенько собирались одесские гомосексуалисты. Тесно же общались они в туалете. Стены в кабинках играли роль нынешнего интернета - от объявлений и рисунков озабоченных граждан рябило в глазах.
Когда "Русский чай" снесли, уборная стало местом рандеву наркоманов. До сих пор в заброшенном подземелье лежат кучи конвалют и использованных шприцов.
Помимо практических, многие одесские общественные туалеты времен СССР также несли социальные и даже агитационные функции. Например, среди надписей попадались ироничные "туалетизмы" в стихах. Иногда стихотворные граффити грешили откровенным антисоветизмом. Строфы, выписанные фломастером или чернильным карандашом, вились из кабинки в кабинку и переползали на стены вдоль всего помещения. Там можно было ознакомиться с творчеством раннего Баркова, прочитать отрывки из эротических сочинений Алексея Толстого и узнать совершенно свежий анекдот. Работали в сортирах и талантливые художники. Скажем, на стене клозета в Дюковском парке одно время красовалась настенная "живопись", посвященная... 25 съезду КПСС. Шаржи на партийных деятелей были выполнены весьма профессионально и дополнены непристойными деталями. Этот образец туалетной живописи однажды стал предметом разбирательства в Ильичевском райкоме партии - дело в том, что в отхожее место как-то заскочил по нужде один из партийных начальников. Однако автора монументального "полотна" так и не нашли, а история окончилась "строгачом" с занесением начальнику Дюковского парка. Художества тщательно закрасили.
Авторы - Андрей Колисниченко, Александр Сибирцев