Скандал в НСЖУ
3 ноября 2016 года, по сообщению сайта Национального союза журналистов Украины, состоялся внеочередной 13-й съезд НСЖУ, который "внес изменения в Устав организации и утвердил обновление состава правления". Но при принятии решения о проведении этого съезда, конференций областных организаций и в день съезда было допущено столько нарушений законодательства и Устава НСЖУ и областных организаций, что делает невозможным регистрацию Министерством юстиции принятых на съезде изменений.
Воистину - 13-й внеочередной...
Помимо всего прочего, за день до съезда, 2 ноября, вступил в действие так называемый "антирейдерский закон", который ужесточил требования к оформлению документов, в том числе и творческих союзов, и уголовную ответственность за "подделка, составления, выдачи и использования заведомо поддельного документа; злоупотребления своими полномочиями ". Поэтому, 3 ноября съезд должен происходить с учетом требований нового закона, было проигнорировано. На пленумах правления в апреле 2015 года, затем в декабре 2015 года, апреле 2016 года, сентябре 2016 года, я, как член правления и главный юрисконсульт НСЖУ, призвала привести деятельность НСЖУ, ее областных организаций в соответствие с Уставом и законодательством. В апреле 2016 года были приняты решения об обязательном сверку членов НСЖУ, состоящих на учете в областных организациях до октября 2016 года, то есть до октября этого года мы должны были знать точное количество членов НСЖУ. В сентябре 2016 я предупреждала, что все равно придется принимать решение правления, проекты которых я предлагаю, поскольку без этих решений провести легитимный съезд будет невозможно. В результате имеем потерянное время, что, скорее всего, приведет к потере НСЖУ статуса неприбыльной организации, а то и вообще можем получить неподтверждения НСЖУ статуса всеукраинской организации. Это сделает невозможным или не успели областными организациями ежемесячных средств из Государственного бюджета, а также добровольных пожертвований, других средств (спонсорских, благотворительных, грантовых и т. д.).
Нарушения, которые делают съезд нелегитимным:
Внеочередной 13-й съезд НСЖУ было созвано на основании решения правления от 2 сентября 2016 года.
Допущены нарушения: в соответствии с Уставом (на сайте НСЖУ) правления созывается на основании решения секретариата, а секретариат созывается председателем НСЖУ. Во время пленума правления НСЖУ 2 сентября ряд секретарей НСЖУ указывали, что заседание секретариата, созванного первым секретарем Томиленко С. А. на 2 октября (на час раньше правления), не состоялось в связи с отсутствием кворума (проводился видеозапись выступлений). Таким образом, секретариат на своем заседании не принимал решение о созыве правления, означает, что заседание правления и принимаемые им решения являются не соответствующими Уставу. Более того, в 2016 состоялось единственное заседание секретариата - 20 апреля - и протокола этого заседания, так же, как и протоколов пленумов правления за 2016 не существует - их нет на сайте НСЖУ, они не направлялись членам правления, секретариата, ревизионной комиссии.
Ежегодно НСЖУ подает статистический отчет о количестве членов организации. По состоянию на 01.01.2016 года отчиталось о наличии 20331 члена НСЖУ. Все члены НСЖУ состоящих на учете в областных организациях. По изменения и дополнения в Устав НСЖУ должны проголосовать не менее 3/4 избранных делегатов. Делегатов на конференции областных региональных организаций выбирают на собрании первичных ячеек НСЖУ. В соответствии с уставами областных организаций, изменения и дополнения к их уставов должны проголосовать 2/3 до 3/4 (в разных облорганизациях - по разному) делегатов областных конференций. Повторюсь: делегировать делегатов на областные конференции могут и должны первичные организации НСЖУ, но, к сожалению, первичные ячейки НСЖУ не зарегистрированы, поэтому, согласно обновленного законодательства, первичные ячейки юридически не имеют права делегировать своих представителей для участия в областных конференциях. В соответствии с Уставом, каждый член НСЖУ имеет право избирать и быть избранным в создании органы Союза. Поскольку обеспечить возможность для участия в выборах каждому члену НСЖУ через первичные организации невозможно, то необходима его непосредственное участие в областной конференции организации, в которой он / она находится на учете. Поэтому областные конференции должны быть многолюдные. Для примера:
Винницкая организация - 585 членов НСЖУ на учете - не менее 390 членов НСЖУ должны принимать участие в областной конференции;
Волынская - 354 - 236;
Днепропетровская - 1072 - 715;
Донецкая - 1877 - 1252;
Житомирская - 463 - 309;
Закарпатская - 462 - 308;
Запорожская - 791 - 528;
Ивано-Франковская - 469 - 313;
Киевская - 3455 - 2304;
Кировоградская - 415 - 277;
Луганская региональная - 669 - 446;
Львовская - 1022 - 682;
Николаевская - 451 - 300;
Одесская - 2411 - 1608;
Полтавская - 674 - 450;
Ровенская - 571 - 380;
Сумская - 532 - 355;
Тернопольская - 827 - 552;
Харьковская - 1323 - 882;
Херсонская - 323 - 216;
Хмельницкая - 352 - 235;
Черкасская - 551 - 368;
Черновицкая - 330 - 220;
Черниговская - 352 - 235.
Обязательным условием для конференции и неотъемлемым приложением к ее протокола является реестр лиц, принимавших участие в конференции (собрании, съезде, заседании руководящего органа) с указанием их паспортных данных, идентификационного кода, заверенные личной подписью лица. Со 2 ноября подписи нужно заверять нотариально, причем, должна быть нотариально удостоверена подлинность подписей "учредителей (участников), уполномоченных ими лиц или председателя и секретаря общего собрания (в случае принятия такого решения на общем собрании)".
Допущены нарушения: в реестрах лиц, принимавших участие в областных конференциях, должны быть данные и подписи в среднем от 13554 лица (2/3 от общего числа членов НСЖУ) до 15250 человек (3/4 от общего числа членов НСЖУ), подлинность подписей участников, уполномоченных ими лиц или председателя и секретаря общего собрания должна быть заверена нотариально и именно такие протоколы должны были быть предоставлены для подтверждения полномочий делегатов 13-го съезда НСЖУ. Понятно, что этого сделано не было. Это означает, что полномочия делегатов съезда НСЖУ не подтверждено. Также это означает, что НСЖУ должен признать, что количество членов Союза - не более 1000 человек по всей Украине. Поскольку в реестрах, которые являются неотъемлемым приложением к протоколам областных конференций, указано количество участников от 20 до 70 человек. Желающие могут убедиться в этом на фотографиях, размещенных на сайте НСЖУ: о семинаре для редакторов коммунальных газет в Черкассах (по свидетельству редакторов, Сергей Томиленко после семинара предложил считать его областной конференцией и поддержать "решение о делегировании на съезд председателя областной организации" то есть, выбрать его самого делегатом съезда), а также о областные конференции в Запорожье и Ивано-Франковске. Ни одного публичного сообщения для членов НСЖУ о времени и месте проведения конференций не было. После проведения этих конференций я наконец поняла, почему "глава" НСЖУ заявляет, что НАУМ является конкурентом НСЖУ - подавляющее количество присутствующих на конференциях являются редакторами пока коммунальных СМИ.
Участие делегатов от общественных организаций в съезде творческого союза (было сообщено, что выбран 24 делегат из всех областей Украины, в работе съезда принимали участие 21 делегат) также является основанием для отказа в регистрации решений съезда. Разница между статусами организаций со 2 ноября стала еще более поразительной: для творческих союзов является условие нотариального заверения подписей под протоколом собрания (конференции, съезда), новой редакции устава, а для общественных организаций такого требования нет.
К тому же, председательствующим на съезде был избран "делегат" именно от общественной организации - Сергей Томиленко, который возглавляет Черкасскую областную организацию Союза журналистов (21360145), которая является общественной организацией (в соответствии с ЕДРПУО - 350 членов организации) и не может быть местным центром всеукраинского творческого союза.
Об "обновлении состава правления". Должна разочаровать недоброжелателей - я все еще является членом правления НСЖУ, чтобы там себе не считал Сергей Томиленко. Более того, я состою на учете в Днепропетровской областной организации, имеющей статус творческого союза - местной ячейки НСЖУ - в отличие от Сергея, который является членом Общественной организации "Черкасская областная организация союза журналистов", которая региональной организацией НСЖУ не может быть априори и не может делегировать своего представителя в правление НСЖУ. За пост я не держусь, но должна напомнить на включении меня в состав правления на очередном 12 съезде НСЖУ настаивал Игорь Федорович Лубченко: "чтобы ты за ними присматривала" и "чтобы они тебя не съели". Этот "приказ" я выполняю до сих пор!
Во время "обновления правления" также был выведен из состава правления голову НСЖУ, избранного на очередном 12 съезде, который написал заявление об увольнении с должности в 2014 году, но, согласно "антирейдерского закона" от 2 ноября, прекращение полномочий руководителя творческой союза происходит с момента избрания нового руководителя. Новый руководитель НСЖУ на 13 съезде не избиралась. В новости о съезде на сайте НСЖУ указано, что в "обновленного" состав правления вошел также "и. о. руководителя организации - по должности". В соответствии с Уставом НСЖУ "первый секретарь в случае отсутствия председателя НСЖУ выполняет его обязанности." Это уставную норму можно понимать по-разному, но на практике оказалось, что обязанности вовсе не означают полномочия. Формулировка "и. о. руководителя организации - по должности "дает ответ зачем было" обновление "состава правления - первый секретарь НСЖУ избирается не в съезде, а на пленуме правления НСЖУ по представлению председателя НСЖУ и так же освобождается от должности. Поэтому "и. о. руководителя по должности "зависит от того оставят Сергея Томиленко в должности первого секретаря НСЖУ правления и председатель НСЖУ. А, учитывая, что Сергей не является представителем региональной организации НСЖУ, есть вопросы и к "и. о. руководителя по должности ".
Вывод: Я вынуждена оспаривать в суде легитимность 13-го съезда НСЖУ, потому что уверена, что иначе следующие съезды повторять допущенные нарушения. Проводить съезды "на 20 делегатов" для организации, которая выдала почти 30 000 удостоверений журналиста - это «дно». НСЖУ еще может оттолкнуться от этого «дна» и вернуть свои позиции, а может остаться на том «дне» навсегда.
Я член НСЖУ 15 лет, ровно 11 лет являюсь главным юрисконсультом НСЖУ и поэтому я не могу просто спокойно отойти в сторону и дать этому "Титанику" отдохнуть.
Сергеем Томиленко указано, что юридическая помощь в подготовке и проведении 13-го съезда и областных конференций была предоставлена юристами HLB Ukraine. На самом деле, соглашение в июле 2016 было заключено с ООО "Эйч Эл Би ЮКРЕЙН ЛИГАЛ СЕРВИСЕС". Сетевая аудиторская фирма HLB с центральным офисом в Лондоне имеет представителя по Украине - физическое лицо, является соучредителем ряда ООО и ЧП с похожими названиями. Директор ООО, предоставляющей юридические услуги НСЖУ, к тому же ФОТ и директором агентства по недвижимости. Как говорится: "совпадение?, - не думаю!" Единственным материальным активом НСЖУ, что заслуживает внимания, является дом в центре Киева. Единственным нематериальным активом - бренд с многолетней историей и членством в Международной Федерации Журналистов. Это единственное, что можно "рейдернуты" в Союзе, и то, что сейчас происходит, очень похоже именно на это.
Понимаю, можно отмахнуться от моих юридических выводов: "сколько юристов - столько и выводов". Именно поэтому я вынуждена обратиться за "юридическим заключением", что является обязательным к выполнению в Украине - решением суда. К тому времени я прошу Министерство юстиции Украины не проводить действий по государственной регистрации решений 13-го внеочередного съезда НСЖУ.
P.S. После пленума правления НСЖУ в апреле этого года, на котором было принято решение обратиться к Премьер-министру Украины относительно увольнения генерального директора НТКУ Зураб Аласания, Сергей Томиленко присоединился к группе организаций, уже более десятка лет получают грантовое финансирование "на Общественное" и высказывали негативные комментарии по Союза и меня лично. После всех распространенных Сергеем сплетен и устроенных "проверок" по выполнению грантового соглашения от Совета Европы, показателен вывод одного из членов правления и секретариата НСЖУ: "Кроме эмоционального запала и внутренних образ первого секретаря, которые пытается артикулировать Бурчо, в выводах ревизионной комиссии нет никакого криминала по реализации грантового соглашения от Совета Европы. "Да и самого" решение "Ревизионной комиссии, о котором было объявлено на пленуме правления 2 сентября, не было - его не существует. По моему требованию текст под названием "решение" было отправлено председателем Ревизионной комиссии НСЖУ Иосифом Бурчо только 23 сентября и, как оказалось, это решение было поддержано из 7 членов Ревизионной комиссии только самым Иосифом Бурчо (первый пункт) и им же и Александром Кульбакой (второй и третий пункты решения).
Грант предоставлялся НСЖУ Советом Европы в период с сентября по декабрь 2015 для содействия реформированию коммунальных газет. Было проведено 11 региональных семинаров, в которых приняли участие более 200 редакторов, подготовлены проекты документов, пособие для редакторов «Азбука редактора», три онлайн-курсы, предоставлено множество консультаций. Уже после окончания гранта Закон о реформировании вступил в силу и та же группа продолжила работу на общественных началах (как это и было больше десятка лет до нескольких грантового соглашения). Опять: проекты документов, пособие для редакторов, онлайн-курсы, множество консультаций - только теперь уже на основе действующего Закона, а не проекта. Все наработки до сих пор есть на сайте НСЖУ, а количество мероприятий пользователей на этот раздел сайта составляла более 8000 (то есть, в среднем каждый редактор коммунального СМИ заходил в этот раздел минимум 15 раз). Эффективность нашей работы очевидна, но Сергей Томиленко заявил о "некачественное выполнение гранта" нашей рабочей группой (для сравнения: гранты "на Общественное" наши критики считают "качественно выполненными»). На этом основании Сергей отказался платить деньги, перечисленные Советом Европы на счет НСЖУ, исполнителям проекта. Есть договор и подписаны акты выполненных работ, но средства не перечислены. Так вот теперь, через посредников, Сергеем мне была предложена "сделка" - я должен признать легитимность 13-го съезда НСЖУ, а он рассчитается с исполнителями проекта. Упоминается "классика": дапошливы, - был мой ответ. Исполнители обратились в хозяйственный суд и по суду получат свои средства плюс возмещение убытков уже за счет средств НСЖУ.
И это не единственный пример непутевого управления Сергея, "и. о. руководителя организации - по должности ": освобождение (или отсрочки - показы сторон различаются) уплаты за аренду помещения НСЖУ для ВОО" Украинская Журналистский Фонд "(руководитель Л. Ольховська, руководитель Черкасского отделения ВОО - С. Томиленко), попытка вместо НМПУ, которое платит за аренду помещения НСЖУ по 240 грн. за кв. м, заключить соглашение с другим арендатором по цене 200 грн. за кв. м. Есть достаточно и других фактов, которые делают Союз крайне уязвимой к действиям фискальных органов. Поэтому я уверена, что "обновление состава правления" состоится, но оно будет совсем другим, чем на это некоторые надеются.
Татьяна Котюжинская