Новости и события » Здоровье » Почему у миллиардеров чаще рождаются сыновья

Почему у миллиардеров чаще рождаются сыновья

Почему у миллиардеров чаще рождаются сыновья

Вероятность рождения в семье мальчика не всегда составляет 50%. Как выяснила корреспондент BBC Future, на пол новорожденного влияют самые разнообразные факторы.

На протяжении всей истории человечества семейные пары прилагали невероятные усилия для того, чтобы повлиять на пол своего будущего ребенка.

В Средние века бытовало поверье, что если при зачатии головы супругов ориентированы на восток, шансы на рождение сына повышаются.

А некоторые жены с этой же целью подпаивали мужей перед половым актом "коктейлем" из красного вина и выжимки из кроличьей матки.

Французский анатом XVIII века Мишель Прокоп-Куто предлагал еще более радикальное средство. Он говорил, что мужчине для рождения сына следует "пожертвовать свое левое яичко" - в буквальном смысле слова.

По уверениям доктора, эта операция была не болезненнее удаления зуба.

Даже в наши дни интернет изобилует рецептами влияния на пол будущего потомства, включая витамины, сиропы от кашля и определенные фасоны мужского нижнего белья.

Наиболее рационально мыслящие из нас будут утверждать, что все эти советы бесполезны. Ведь на рождение мальчика или девочки влияет слепой случай, обхитрить который невозможно - следовательно, шансы равны.

Но, согласно результатам последних научных исследований, в последние несколько тысяч лет родители, сами того не сознавая, воздействовали на статистическую вероятность.

Как выясняется, факторы, влияющие на пол потомства, гораздо более причудливы, чем могли себе вообразить наши суеверные предки.

Мужская смертность

Сейчас мы знаем, что такие факторы, как непогода, соблюдение беременными религиозных постов и предрасположенность к токсикозу, приводят к рождению большего числа девочек.

В то же время, женщины, склонные к доминированию, любительницы хлопьев на завтрак и супруги миллиардеров чаще производят на свет мальчиков.

Важно также и то, что предрасположенность к рождению сына или дочери зашифрована в наших генах: у мужчин, в семье которых больше сестер, выше шансы стать отцами девочек, а те, у кого были преимущественно братья, чаще зачинают мальчиков. Как же это работает?

В действительности же вероятность рождения мальчика или девочки никогда не равна 50%. Во всем мире на каждые 100 девочек рождается примерно 109 мальчиков.

Может показаться, что речь идет об очень большом перевесе, но это необязательно так.

У мужчин более слабая иммунная система, выше уровень холестерина, больше проблем с сердцем, выше подверженность диабету и раковым заболеваниям и ниже вероятность выжить при возникновении рака.

Мужчины составляют свыше двух третей всех жертв преднамеренных убийств и три четверти жертв автотранспортных происшествий. У них втрое выше, чем у женщин, склонность к суициду.

Для того чтобы число мужчин и женщин в мире сравнялось, матерям нужно рожать больше сыновей.

Относительная вероятность зачатия мальчика или девочки десятилетиями представляла для ученых загадку. Особенно интересной она представлялось Чарльзу Дарвину, который тщательно изучал процент мужского и женского потомства у ряда биологических видов.

Дарвин был убежден, что эффектный внешний вид самцов многих видов (например, павлиний хвост) - это результат острой нехватки особей противоположного пола.

По его догадке, из-за высокого уровня конкурентной борьбы за самок выигрывают особи, выделяющиеся из общего числа самцов.

Но Дарвин столкнулся с одной проблемой. У всех видов, которые он изучал, количество мужского и женского потомства было практически (хотя и не совсем) одинаковым - размер вариаций оказался гораздо меньшим, чем он ожидал.

Отчаявшись найти хотя бы одно убедительное подтверждение своей гипотезе, ученый в конце концов оставил эту тему, заметив: "Теперь я вижу, что проблема очень сложна, и лучше оставить ее решение будущему".

Так почему же соотношение потомства мужского и женского пола не составляет 50%, хотя и близко к этой величине? Для ответа требовался свежий, смелый взгляд на проблему.

Свою версию предложил ученый-нонконформист Роберт Триверс. Согласно информации на вебсайте Триверса, в свое время он отсидел в тюрьме, создал на Ямайке вооруженный отряд для защиты мужчин-гомосексуалистов от нападений и был за рулем машины чернокожего правозащитника Хьюи Ньютона, когда тот убегал от полиции.

Выпускнику престижного Гарвардского университета запрещали появляться на территории университетских кампусов, он страдал от нервных срывов и, вопреки академической традиции, неоднократно менял научную специализацию - от математики и юриспруденции до истории и генетики.

Сейчас Триверс, профессор антропологии в Ратгерском университете, говорит о своем прошлом: "По сравнению со многими другими учеными, у меня была бурная жизнь".

В 1972 году, разочаровавшись в изучении истории, Триверс заинтересовался проблемой Дарвина. "Я подумал: вот идея, которой стоит посвятить жизнь", - говорит он.

Вместе с коллегой Дэном Уиллардом Триверс разработал одну из самых известных в эволюционной биологии гипотез, названную их именами. Заключается она в следующем.

Предположим, что мы способны определять пол наших будущих детей и стремимся оставить после себя как можно больше потомства.

Если наши дети будут мальчиками, не исключено, что кто-то из них станет миллиардером или президентом (или и тем, и другим) и сможет выбирать из большого числа потенциальных невест.

Научно доказано, что женщин привлекает высокий социальный статус мужчины. Женщины, способные к деторождению, предпочитают более доминантных мужчин.

Счастливцы, добившиеся богатства или влияния, как правило, впервые женятся в более раннем возрасте, чаще вступают в брак и имеют больше связей на стороне, чем менее удачливые мужчины.

Если ваш сын добьется успеха, это может оказаться серьезным эволюционным преимуществом. Если же нет, не исключено, что он вовсе не найдет себе партнершу.

"Поскольку женщины, как правило, выходят замуж за мужчин с более высоким социальным или экономическим статусом, чем их собственный, в каком-то смысле торгуя при этом своей внешностью, то мужчинам с невысоким статусом трудно найти себе жену", - говорит Триверс.

Женщины же не сталкиваются с такой жесткой конкуренцией - даже если у вашей дочери никогда не будет так много детей, как могло бы быть у сына, у нее выше шансы найти себе партнера и произвести на свет хотя бы какое-то потомство.

Эта гипотеза может показаться слегка сексистской. Но Триверс объясняет, что мать отдает детям больше, чем отец, которому достаточно зачать ребенка и возложить на женщину ответственность за воспитание потомства.

Действительно, самая плодовитая женщина в мировой истории - первая жена русского крестьянина, безымянная мать-героиня, жившая в городе Шуя в период с 1707 по 1782 годы, - родила за свою жизнь 69 детей.

Это ничто по сравнению с потомством татаро-монгольского полководца Чингисхана, который до своей кончины в 1127 году, по разным оценкам, стал отцом от одной до двух тысяч детей. Считается, что сейчас в мире живет около 16 миллионов дальних потомков Чингисхана.

А проведенный недавно анализ ДНК показал, что по крайней мере еще 10 мужчин в истории человечества оставили сравнимое с Чингисханом количество потомков - включая китайского правителя, умершего в 1582 году, и средневекового основателя ирландской династии Уи Нейллов.

У многих видов животных, таких как благородные олени, морские слоны и гориллы, ставки еще более высоки. Доминирующие самцы имеют доступ к сотням самок, в то время как более слабые и менее статусные могут вообще не оставить потомства или погибнуть при попытках добиться расположения самки.

Кроме того, существует проблема ресурсов. Поскольку сыновья, как правило, крупнее дочерей, им нужно больше еды, а во многих культурах им также требуется больше денег и более высокий уровень образования.

Чтобы сын смог превратился со временем в статусного доминантного мужчину, родителям приходится вкладывать в него больше средств.

Учитывая эти факторы, Триверс предположил, что при благоприятных условиях - при высоком статусе родителей или изобилии пищи - с точки зрения эволюции более выгодно появление на свет большего количество мальчиков.

А вот при менее благоприятных условиях естественный отбор должен играть на руку семьям с большим количеством дочерей, поскольку самки не сталкиваются с такой жесткой конкуренцией при выборе сексуальных партнеров.

Даже если женщина не особенно привлекательна или не обладает высоким социальным статусом, имеется шанс на то, что у нее будет хотя бы несколько детей.

"В свое время я шутил, что это отличная гипотеза, опровергнуть ее можно будет не раньше, чем через 20 лет, - говорит Триверс. - Но уже 11 лет спустя моя правота подтвердилась".

В 1980-х годах ученые обнаружили, что по крайней мере у одного биологического вида - у благородных оленей - доминирующие самки с вероятностью в 60% рожают самцов.

Обстоит ли дело таким же образом с людьми? Ответ пришел с неожиданной стороны.

В 1958 году правящая партия Китая объявила о новом масштабном проекте, так называемом Большом скачке, который должен был всего за несколько лет привести страну с преимущественно крестьянским укладом к статусу промышленной державы.

Началось массовое переселение крестьянских семей из деревни в город - страна готовилась увеличить промышленное производство на 30%.

Опустевшие хозяйства превращали в плавильни: все оставленные пожитки, от кастрюль до тракторов, переплавляли, чтобы искусственно повысить цифры выработки металлов.

Вскоре страна преобразилась - но не так, как рассчитывали власти. Всего через год после начала проекта производство зерна упало на 15%. Еще через год был зарегистрирован новый спад. В стране начался голод, за четыре года которого умерло 45 миллионов человек.

Почти сорок лет спустя экономист Дуглас Элмонд занялся изучением данных переписи населения в Китае в надежде выяснить, какими стали долгосрочные последствия этого голодного периода.

Он исследовал записи, относящиеся не к умершим от голода, а к следующему поколению жителей Китая, которое к тому времени уже достигло средних лет.

Вместе с коллегами из Колумбийского университета Элмонд сопоставил данные о тех, кто родился вскоре после окончания голода, с информацией о провинциях, в которых жили их родители.

Одни районы Китая пострадали от последствий голода сильнее других, и ученые имели возможность сравнить судьбу тех, чьи матери голодали, и тех, матери которых пережили этот период относительно безболезненно.

Результаты оказались очень тревожными. Хотя сами дети не застали период голода, те из них, кто родился в особенно пострадавших регионах, во взрослом возрасте с большей долей вероятности оказывались неграмотными, безработными, не могли прокормить себя и жили в меньших по размерам домах.

Женщины выходили замуж позже, а большинству мужчин жениться не удавалось вовсе. Немаловажно также, что среди детей, родившихся у матерей, которые пережили голод, в целом было гораздо больше женщин, чем мужчин.

Более того, эта особенность, по-видимому, была свойственна и рожденным после голодного периода детям, которые также чаще производили на свет дочерей, чем сыновей.

Чтобы оценить масштаб данного эффекта, вспомним, что в среднем в мире на каждые 100 девочек рождается 109 мальчиков. Так вот, согласно результатам недавнего исследования, в период с 1960 по 1963 гг. в Китае на каждые 100 девочек рождалось всего 104 мальчика, то есть на 5% ниже среднестатистической нормы. Это соотношение вернулось к нормальным показателям лишь в 1965 году.

Теперь нам известно, что самые разнообразные неблагоприятные факторы - от курения до войн и изменения климата - предрасполагают женщин к рождению дочерей.

С другой стороны, женщины с более доминирующими чертами личности, которые имеют возможность хорошо питаться или состоят в браке с президентом США, как правило, рожают больше мальчиков.

У мужчин-миллиардеров шансы на рождение сына составляют 65%.

Вы можете задаться вопросом: почему же, несмотря на все эти факторы, соотношение мужчин и женщин в мире остается относительно сбалансированным?

Ведь в результате катастроф, сравнимых по масштабам с великим китайским голодом, должны были появиться целые поколения, преимущественно состоящие из женщин?

По словам эколога Кита Бауэрса из Университета Мемфиса, тому, что человеческая популяция никогда сильно не отклоняется от полового баланса, есть разумное объяснение: "Мальчикам требуется больше пищи, чем девочкам, поэтому в семьях, где мужчины производят на свет преимущественно сыновей, конкурентная борьба за пищу оказывается острее".

Если во всех семьях в благоприятные времена будут рождаться сыновья, впоследствии этим юношам будет трудно найти себе спутницу жизни или завоевать необходимый участок территории.

А родители с генетической предрасположенностью к производству на свет дочерей в такой ситуации получают большое преимущество.

"Со временем это приводит к тому, что на свет начинает появляться примерно одинаковое количество мальчиков и девочек", - отмечает Бауэрс.

По мнению Корри Джеллатли, специалиста в области эволюционной биологии из Утрехтского университета, этот процесс восстановления естественного баланса уже происходит.

В Китае, где рождение мальчика в семье традиционно считается более предпочтительным, введение государственной политики "Одна семья - один ребенок" привело к существенному росту селективных абортов среди матерей, стремившихся избавиться от плода женского пола.

Как и можно было предположить, в период действия этой политики с 1980-х по 2000-е гг. большинство новорожденных в Китае были мальчиками.

Но в семьях, имевших больше одного ребенка (в некоторых случаях это позволялось - например, если родители были бедными фермерами из удаленных горных поселений), вероятность того, что первым ребенком окажется девочка, была гораздо выше среднего.

Возможно, причина заключается в том, что в этих семьях родители были более склонны оставлять пол первенца на волю случая - а в ситуации избытка новорожденных мальчиков статистические шансы на рождение девочки повышались.

Как ни парадоксально, стремление жителей Китая иметь только сыновей способствовало росту вероятности зачатия девочек.

Однако само по себе это обстоятельство не способно восстановить баланс в соотношении мужского и женского населения страны.

По состоянию на 2015 год количество мужчин в Китае превышало количество женщин на 60 миллионов. По некоторым оценкам, к 2030 г. каждый четвертый китаец будет не в состоянии найти себе невесту.

Преобладание в составе населения мужчин может иметь весьма неприятные последствия, включая высокий уровень домашнего насилия, всплеск организованной преступности и значительное число предумышленных убийств.

Некоторые ученые даже предполагают, что множество отчаявшихся найти себе пару холостяков могут найти отдушину в рядах вооруженных сил, что способно в перспективе привести к масштабным международным конфликтам.

Так что нужно просто примириться с тем, что у вас примерно равные шансы произвести на свет мальчика или девочку - это нормально.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх