Водонасосная и Главная: как оазис дореволюционной архитектуры одесситов водой снабжает
"Думская" не единожды писала о промышленном зодчестве Одессы, из раза в раз утверждаясь в мысли, что нашему городу все еще есть чем гордиться. Несмотря на все старания, стоят на своем месте Красная мельница Вайнштейна, спасательная станция Владимира Перелишина и железнодорожные мастерские барона Унгерна-Штернберга.
Любой одессит хоть раз в жизни проезжал по Водопроводной и любовался сквозь ажурный забор и столетние платаны зданиями, не уступающими по красоте дореволюционным дачам Французского бульвара, которые так лихо уничтожают в последние годы одесские чиновники и бизнесмены.
Здесь, на Водопроводной, 15, вот уже более 120 лет находится главная водонасосная станция Одессы, носящая историческое название "Чумка". Именно сюда приносит свои воды очищенный под Маяками Днестр, и именно отсюда он начинает свое движение к домам одесситов.
Территория ВНС "Главная" - настоящий заказник одесской архитектуры. Проект комплекса принадлежит известным архитекторам Льву Влодеку и Семену Ландесману. Здесь даже сугубо технические здания, вроде первой паронасосной станции, ремонтных и литейных цехов, котельной, достойны войти в перечень памятников культурного наследия. А сама территория по количеству зелени напоминает ботанический сад.
Впрочем, повезло только особняку директора концессии первого одесского водопровода Вильгельма Швабена. Официальный статус имеет только эта готическая крепость. Это не сильно отражается на его состоянии, денег, как обычно, нет. Сейчас здесь располагается администрация Центральных ремонтных мастерских "Инфоксводоканала", в советское время была бухгалтерия и столовая. Невдалеке от резиденции петербургского купца Швабена был разбит сад с фонтаном, окруженным уличными фонарями, отлитыми тут же в литейном цехе.
Небольшую экскурсию по водопроводному хозяйству нам устроил начальник центральных ремонтных мастерских Григорий Коваль. Григорий Иванович работает на водоканале с 1977 года. Начинал токарем. Мужчина шутит, что в советское время было выгодней работать рабочим, а не инженером. С приходом рыночных отношений, когда мозги стали ценить выше, появился смысл возглавить цех. Сейчас он занимает кабинет Вильгельма Швабена, где некогда подписывались все договоры между стратегическим предприятием и различными производствами, вроде пивных заводов и различных мануфактур. По одной из легенд подобные договора скреплялись рюмкой-другой беленькой или красненького, после которых на собственной упряжке Вильгельм Швабен выезжал за ворота в увеселительные заведения города.
Сейчас на территории предприятия находятся две насосные, одна из которых - первая, 1890 года постройки, законсервирована. Мощности более молодой, построенной в конце 1920-х гг, вполне достаточно, чтобы снабжать чистой водой Центральную часть города. В спальных районах существуют свои насосные станции.
Внутри архитектурных шедевров из красного кирпича 24 часа в сутки без остановки исполинские "улитки" насосов наполняют водой городские сети, длина которых составляет более 500 км. Однако это не просто цех, в советское время рабочие часы смены решили украсить высоким искусством. Стену насосной украшает эпичное полотно, высотой в два человеческих роста, изображающее взятие Зимнего дворца. Еще одну картину, немного уступающую в размерах, на которой перед съездом выступал сам Владимир Ленин, декоммунизировали подальше от случайных глаз.
В дальней части территории в дореволюционные времена находилась конюшня, собственное литейное производство и... пожарная команда. В советское время здесь также дислоцировался на постоянной основе милицейский полк. Как-никак стратегическое предприятие, выведение из строя которого грозит миллионному городу большими неприятностями, примером которых является временная блокада Одессы немецко-румынскими оккупантами.
В "литейке" и токарных цехах сейчас ремонтируют насосное оборудование. В здании конторы - поверяют водомеры. Что интересно, даже спустя 140 лет, первая линия водовода от реки Днестр из чугунных труб диаметром в 30 дюймов функционирует, в то время как городскую сеть приходиться постоянно латать. Профессионалы связывают это с частыми изменениями давления.
На территории стратегического предприятия расположены пять резервуаров, которые могут больше трех суток снабжать водой весь город. На четной стороне Водопроводной, напротив главной станции, находятся два из них. Любопытно, что простое техническое здание между ними оформлено настолько искусно, что если не знать, что по сути - это бытовка с оборудованием, можно принять его за еще один особняк. Возле арки, венчающей вход на эту территорию, со времен строительства одесского водопровода оборудован бесплатный источник питьевой водой. Раньше вода текла из пастей двух львов, сейчас - на время ремонта - их заменили ракушками.
Благодаря своей нетронутой красоте и аутентичности комплекс ВНС "Главная" несколько раз становился локацией для киносъемок. Так в советском фильме "Соленый пес" особняк Швабена превратился в усадьбу богача одной из Ближневосточных стран, а в 2013 здесь появился целый микрорайон довоенного подмосковного городка в сериале "До свидания, мальчики". В последнем эпизоде даже снялась одна из сотрудников водоканала, Виктория Литовская, закончившая в свое время ГИТИС.
История
Впервые вода из Днестра оказалась в нашем городе в 1873 году. 9 сентября того года на Соборной площади в торжественной обстановке был открыт первый одесский фонтан. Об историческом событии даже писали лондонские газеты. Английские корреспонденты резонно удивлялись, как самый динамично развивающийся город Европы так долго обходился без центрального водоснабжения.
Создание водопровода в Одессе стало возможным благодаря волевому решению городского головы Новосельского, который разрубил многолетний гордиев узел всевозможных проектов от "Большефонтанской воды" Тимофея Ковалевского, до проекта авторства самого Михаила Толстого. В 1973 году после десятилетия бесплотных попыток снабдить город достаточным количеством питьевой воды был подписан концессионный договор с петербургским купцом Вильгельмом Швабеном и инвестором-англичанином Джоном Мором на 49 лет.
Именно последнему удалось привлечь к работам ведущие английские компании, зарекомендовавшие себя в похожих работах по всей Европе. К примеру, проектантами одесского водопровода стало английское семейство Joseph Quickand Son, которые создали центральное водоснабжение Лондона, Амстердама, Берлина, Санкт-Петербурга, Антверпена и Бейрута.
Проект Швабена и Мора привлек одесских "отцов города" тем, что он обеспечивал водой и центр, и предместья, и хутора, в то время как в Петербурге, Киеве и Харькове централизовано вода подавалась только в центр. Одесский проект также предусматривал большой подъем воды над уровнем моря, который предполагалось осуществить при помощи технических сооружений.
Предприниматели обязывались "снабжать город и его предместья и хутора чистой без примесей водой, не смешанной с морской, в количестве, необходимом для всех общественных и частных надобностей, первоначально не менее двух миллионов ведер в сутки; вода должна поставляться постоянно не менее 6 часов в сутки. Предприниматели получают следующую плату за воду: 9 копеек за сорокаведерную бочку для частных лиц, и по 4 копейки за бочку для фабрик, заводов, других заведений. Вода для тушения пожаров, фонтанов отпускается бесплатно". По истечении 20 лет город мог выкупить водопровод. Кроме того, власти имели право контролировать работу водопровода, качество воды и ее продажу.
Существует две легенды о том, как одесский водопровод оказался в собственности города. Случилось это в 1894 году - аккурат в день столетия Одессы. В первой легенде городские власти просто решили сделать подарок Южной Пальмире и выкупили водопровод у концессионеров за 2 миллиона 740 тысяч гривен.
По второй, более традиционной как для Одессы, история с концессией закончилась на взаимных обвинениях бизнесменов и муниципалитета. Новосельского не единожды обвиняли в получении взятки от концессии, в том числе и английские газеты. Кроме того, были проблемы с оплатой услуг водопроводной компании. Городские власти неоднократно судились с Акционерным обществом одесских водопроводов.
К примеру, газета The Scotsman писала в 1890 году, что председатель концессии жаловался сэру Питеру Стоуксу на трудности с руководящим органом Одессы и невозможности взыскать задолженность с Императорского правительства России за воду, подаваемую в гарнизон, хотя решения двух судов были в пользу Акционерного общества.
В 1894 году в городе создали "Управление Одесского городского водопровода". Комиссия городской Думы рекомендовала властям обеспечить дешевой водой бедную часть города, а тем гражданам, которые употребляют воду сверх нормы, "установить высокие ставки за уплату и подвергнуть строгому контролю". Было решено коренным образом изменить, существующую тогда схему: водовод из Беляевки, подававший воду непосредственно в городскую сеть, отключался, и вода направлялась в запасные резервуары. Новая насосная станция должна была забирать воду из резервуаров и направлять в городскую сеть. В 1901 году на водопроводной станции "Днестр" была организована лаборатория по систематическому исследованию воды, поступающей из реки и подаваемой в город.
Автор Александр Гиманов, фото автора