Каких дров может наломать Трамп: полномочия президента США
Политический истеблишмент в многих странах продолжает приходить в себя после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Союзники и партнеры Вашингтона пока пребывают в неопределенности по поводу внешнеполитического курса президента Трампа. В ходе предвыборной кампании повышенное внимание привлекли заявления Трампа о том, что союзники по НАТО, страны с которыми у США заключены договора о военной помощи - Корея, Япония - должны больше платить за американскую помощь и наличие военных баз. Одновременно республиканец демонстрировал желание найти общий язык с Владимиром Путиным, обещая прекратить период вражды с Россией на Ближнем Востоке и настаивая, что проблемы Украины - это, прежде всего, проблемы Европы. В контексте замаячившей на горизонте новой разрядки с Россией, интересно насколько далеко новый президент США может зайти в своих компромиссах с Путиным, достаточно ли у него полномочий для отмены санкций против России, признания аннексии Крыма и кардинального изменения политики в отношении НАТО. Определить это можно, исходя из анализа полномочий президента США во внешнеполитической сфере и специфики окружения Трампа, которое будет влиять на формирование его политики. Может ли Трамп единолично отменить санкции против РФ
В США внешняя политика является прерогативой президента, однако конкретные решения зачастую являются синтезом политической традиции и правовых норм. Согласно конституции США, исполнительная власть принадлежит президенту, он является верховным главнокомандующим, с согласия Сената заключает международные договоры и назначает послов. Один из отцов-основателей, третий президент США Томас Джефферсон в своей работе "Мнение о власти Сената в отношении дипломатических назначений"(1790) писал: "Конституция определяет, что исполнительная власть возложена на президента. Организация отношений с другими государствами также является полномочием исполнительной власти". В то же время авторы Конституции США, сознательно ограничили полномочия исполнительной власти в вопросах объявления войны и заключения мира, по вопросам дипломатических назначений, отдав ряд полномочий законодателям. Конгресс заключает договора с иностранными государствами, объявляет войну, регулирует вопросы финансирования армии, осуществляет надзор за внешней политикой путем проведения расследований и слушаний, госсекретарь и послы США должны пройти утверждение в Сенате.
Показателем согласованного внешнеполитического курса в США является ответ на вопрос, представляет ли президент и большинство в обеих палатах Конгресса одну партию. Президент, исходя из прерогатив исполнительной власти, первый реагирует на международные события, выдвигает внешнеполитические инициативы. Уже затем Конгресс может реагировать на эти инициативы и пытаться изменить внешнюю политику, например не допустить выделения средств на какие-то военные операции, которые кажутся сомнительными.
Последние 70 лет роль президента в формировании внешней политики США очень велика, и его решения нередко является причиной конфликтов с Конгрессом. Особенно это качается использования полномочий главнокомандующего для проведения военных операций без согласия законодателей. Например, в 1983 году негодование конгрессменов вызвала отправка американских морпехов в Ливан - и президент Рейган все-таки вынужден были их вывести после терактов и нескольких месяцев споров с представителями своей же партии. Билл Клинтон в 1995 году отправил военных для участия в миротворческой операции в Боснии без какого-либо согласования с Конгрессом, несмотря на сильную оппозицию республиканского большинства.
Для Украины ключевым вопросом, является продление новым президентом санкций против России, введенных указом Барака Обамы №13660 от 6 марта 2014 года и продленных в последний раз на 1 год 2 марта 2016 года. На основе этого указа строятся все последующие указы президента США о санкциях против России