«Страна, которая забыла, откуда берутся деньги»
Бывший предприниматель и стажер международного венчурного фонда Маттео Америо рассказал в своем блоге на Medium о том, как устроена стартап-экосистема Италии. По его словам, местные ИТ-компании сталкиваются с нехваткой капитала, а из-за того, что в обществе отсутствует культура успеха, местные предприниматели чувствуют давление, когда начинают зарабатывать большие деньги. Редакция публикует перевод материала.
Маттео Америо
Начало
В 2016 году я закончил бакалавриат и решил взять академический отпуск, перед тем как продолжать обучение в магистратуре. У меня был предпринимательский опыт, и мне нравились стартапы, поэтому я решил пройти стажировку в одном из самых крупных венчурных фондов Европы - Earlybird.
Если вы хоть раз работали в венчурном фонде, то наверняка знаете, как сложно найти интересные проекты и наладить стабильный поток сделок. И хотя у меня не было проблем с количеством операций, у меня оставались определенные трудности с их качеством.
Моей задачей было искать лучшие команды по всей Европе, оценивать их, и если все в порядке - то выделять инвестиции. По соображениям патриотизма, я решил сконцентрироваться на Италии. Я собирался изучить местный рынок, найти недооцененных претендентов и помочь им получить финансы, чтобы они могли добиться успеха.
Как это часто бывает со стартапами, все пошло немного не так, как ожидалось. На сегодняшний день я рассмотрел около 500 итальянских компаний, посетил несколько тематических мероприятий и переговорил с десятками инвесторов, бизнес-ангелов и предпринимателей, но так и не смог найти подходящую команду.
Это не означает, что в Италии нет успешных проектов. Это значит, что найти их не так просто. Дело в том, что в этой стране очень многие прибыльные компании создаются людьми вне стартап-сообщества. Плюс совет директоров нашего фонда избегает финансирование производителей hardware-продуктов (количество которых на итальянском рынке достаточно велико), и вот перед вами рецепт путешествия на грани мазохизма.
Я не оправдываю неспособность найти уверенных игроков на рынке своей некомпетентностью. У меня есть статистические данные, которые свидетельствуют о том, что по объему кредитования бизнеса и привлечения инвестиций Италия отстает от других европейских стран. И это сказывается на качестве наших стартапов.
Рынок
Несколько недель назад Торгово-промышленная палата Италии опубликовала квартальный отчет о количестве национальных стартапов. Документ свидетельствует о семипроцентном росте с июля по сентябрь 2016 года: за это время число ИТ-компаний увеличилось с 5943 до 6363 единиц.
По данным отчета, в одном Милане насчитывается около тысячи стартапов. Меня это насторожило, ведь в Берлине, одном из крупнейших хабов Европы, зарегистрировано всего 620 компаний. На самом деле, проблема заключается в отсутствии единых критериев, какая компания может считаться стартапом, а какая нет. Они различаются от страны к стране.
Для немецкого Института стратегического развития (IFSE) стартап - это компания, которая не может существовать без интернета, имеет масштабируемую бизнес-модель и работает менее пяти лет. Это очень узкое определение, и оно не допускает разночтений.
Для итальянского Министерства экономического развития стартап - это компания, которая занимается разработкой, производством и продажей инновационных высокотехнологичных продуктов и услуг. Хотя в этом случае фокус оказывается более широким, тут ничего странного нет. Но вот в критериях «высокотехнологичности» продукта есть любопытная особенность: «Компания считается инновационной, если по крайней мере у 66% ее сооснователей есть магистерская степень», и это абсурд.
Здесь картина выглядит менее оптимистичной: Италия привлекла в три раза меньше средств, чем Испания, при том, что население этой страны меньше, а ее предпринимательская история - гораздо скромнее.
С января по октябрь 2016 года итальянские стартапы привлекли инвестиции не $113 миллионов (1,5% от общеевропейского числа), в то время, как испанские - $375 миллионов. В тройке лидеров - Великобритания, Германия и Франция, чьи стартапы собрали $4,4 миллиарда, $1,7 миллиарда и $1,1 миллиарда венчурных денег соответственно.
Кроме того, на поздних стадиях европейские компании привлекают гораздо меньше (в 14 раз) средств, чем американские. Это говорит о том, что в Европе меньше финансовых возможностей для выращивания местных стартапов. По мере развития им приходится обращаться к венчурным инвесторам из США, если они хотят стать лидерами на глобальном рынке.
Только три итальянские компании (Mosaicoon, InstaPartners и Rigenerand) смогли привлечь инвестиции на сумму более $8 миллионов, но никто из них так и не смог перешагнуть планку в $10 миллионов. В Испании средняя сумма сделки составила $13 миллионов.
Инвесторы избегают Италию. Нашей стране принадлежит всего 1,5% инвестиций на ранних стадиях и 0,5% - на поздних. Чтобы понять, почему так происходит, я пообщался с членами совета директоров нашего фонда и с основателями итальянских стартапов. Я обнаружил восемь факторов.
Страна которая забыла, откуда берутся деньги
Прежде чем рассказать о них, я бы хотел процитировать завещание основателя одной из крупнейших сетей супермаркетов в Италии Esselunga Бернардо Карпотти: «Такой крупной компанией очень тяжело управлять, но еще тяжелее ей владеть, ведь этот воспитанный католиками народ относится к успеху неодобрительно. Если в Италии наступят тяжелые времена, завещаю продать мой бизнес крупному международному игроку».
Мы забыли, откуда берутся деньги в нашей стране. И мы не просто бросили наших предпринимателей, мы в первую очередь убиваем саму способность заниматься предпринимательством.
В Италии одна из самых жестких фискальных систем в Европе: согласно отчету организации PwC, общая налоговая ставка (расходы на уплату всех прямых налогов компании) здесь составляет 64,8%, при средней по региону в 40,8%.
Только этого достаточно, чтобы многие стартапы решили перебраться в другие страны, но большинство остаются. И это удивительно, ведь итальянцы враждебно относятся к успеху других соотечественников. Корень этой враждебности кроется в уверенности, что успех одного человека возможен только в результате неудачи другого.
В других культурах успех одного человека вызывает у окружающих желание повторить его опыт. В нашей стране это желание быстро умирает. «Это слишком сложно, слишком много бюрократии, правительство игнорирует предпринимателей», - говорят люди. Конечно, ведь быть апатичным и пренебрежительным всегда проще.
Чужой успех для итальянцев всегда соблазнителен. Но когда мы слышим подобные истории, то сразу же начинаем думать об удаче, привилегированном положении и особых связях семьи такого предпринимателя. Давайте признаем: большинство из нас не верит в возможность добиться успеха в Италии. Мы уже сдались и видим, что наше будущее обречено, и это неминуемо.
Конечно, во многом такой уклад зависит от роли нашего правительства, которое привыкло в сложные времена учить и брать инициативу на себя, а не ждать и наблюдать. Но мне не кажется, что это правда. В конце концов, тогда я бы не тратил столько времени на поиск стоящих компаний из Италии. В стране много успешных предпринимателей, и я знаю, что при должной подготовке каждый может добиться здесь успеха. Теперь давайте оценим, почему Италия проигрывает стартап-гонку.
1. Слишком высокий уровень бюрократии
Каждый раз, когда я разговариваю с итальянскими предпринимателями, которые решили строить компанию за пределами страны, я всегда слышу о высоком уровне бюрократии. «Успешную компанию в Италии не построишь», - любят говорить они.
Согласен, их сомнения небезосновательны. В 2016 году Мировой экономический форум представил рейтинг деловой привлекательности стран, где Италия заняла 44 место. Местные представители среднего и малого бизнеса тратят на 52% больше времени на взаимодействие с государственными органами, чем другие европейские страны. В результате это приводит к дополнительным расходам бюджета в размере 2,5% ВВП, или $7,5 миллиардов. Это дополнительная нагрузка на предпринимателей, вдобавок к нашим заоблачным налогам.
2. Отсутствие стартап-культуры
«Очень многие итальянцы путают стартапы и компании в сфере малого бизнеса. Предположим, молодой человек решил открыть небольшую фруктовую лавку. Пусть даже он специалист по продвижению в соцсетях, и каждый посетитель может отметиться в Foursquare напротив стеллажа с дынями, он не является стартапером, а выступает в качестве предпринимателя, который понимает полезность социальных сетей для продвижения бизнеса и привлечения клиентов», - гласит один официальный информационный бюллетень.
Как бы безумно это не звучало, но большинство итальянцев не имеют ни малейшего представления о том, что такое стартап. Вот небольшой пример: недавно во многих университетах стали создавать курсы, посвященные развитию инновационного предпринимательства. Зачастую их ведет университетский профессор без реального бизнес-опыта. При этом большая часть занятий посвящена составлению бизнес-плана и получению финансирования (разве тут есть какая-то секретная формула?).
У нас нет стартап-культуры, а те, кто пытается ее привить, сами не знают, о чем говорят. У среднестатистического инвестора просто нет времени, чтобы изучать 30-страничный бизнес-план. Им достаточно презентации из пяти-десяти слайдов, где рассказывается, в чем суть проблемы, которую вы пытаетесь решить, как вы пытаетесь ее решить и на каком рынке.
Возможно, ситуация в последнее время чуть-чуть изменилась благодаря акселераторам, ИТ-изданиям, и специализированным сообществам. Но мы по-прежнему находимся в той стадии, когда все учат и мало кто делает.
3. Отсутствие стартап-хаба
Зачастую это рассматривается как несущественная проблема, но на мой взгляд, отсутствие хаба - это главная слабость нашей экосистемы. Если бы у нас существовало настоящее сообщество, где регулярно проводились бы события, была подходящая инфраструктура и связи между командами, это благотворно повлияло бы на всю стартап-экосистему Италии.
Сегодня в трех крупнейших стартап-центрах страны (Милане, Риме и Турине) сосредоточено менее 30% всех ИТ-компаний. Примеры Кремниевой долины, Лондона и Берлина показывают, как географическая близость становится одним из ключевых критериев успеха.
Серьезный национальный план позволил бы предпринимателям выбрать стартап-столицу (например, в Милане), а затем привлекать инвестиции на ее развитие: например, предлагать помещения по более низкой аренде или получать помощь с разными сервисами. В этом случае знания передавались бы от одного стартапа к другому, а хорошие сотрудники смогли бы переходить в другие компании, в случае неудачи предыдущего проекта.
4. Сложность регулирования трудовых отношений
Один мой друг основал успешную ИТ-компанию в Швейцарии. По его словам, он был вынужден строить бизнес за пределами Италии из-за того, что в других странах трудовое законодательство мягче, и там можно беспрепятственно увольнять людей, если они некомпетентны.
Больше всего стартапам нужна скорость. Скорость принятия решений, устранения проблем и обновления команды, если того требуют обстоятельства. Я уверен, что упрощение трудового законодательства (например, отмена возможности восстановления в должности) увеличит занятость благодаря возросшим гибкости и «живучести» рынка труда.
Защита работников от «эксплуататоров» больше не имеет смысла в сложившихся реалиях. Скорее, защищать нужно самих предпринимателей, чтобы они могли создавать пользу для всего населения страны.
5. Стремление избежать рисков
Согласно исследованиям профессора Герта Хофстеда, итальянцы склонны избегать риск в большей степени, чем представители других народов Европы. По шкале от одного до ста, для итальянцев этот показатель составляет 75 пунктов, а для британцев или немцев - 35 и 65 соответственно. (Данные по России представлены здесь - прим. ред.).
6. Сложности с финансированием
Давайте не будем приукрашивать: предыдущих пунктов вполне достаточно, чтобы затруднить получение денег для предпринимателя с инновационной идеей, особенно на ранних стадиях. В Италии можно бесконечно искать инвестиции, а результаты будут скромны.
Один мой друг из Болоньи рассказывал, что стартапы вынуждены месяцами преследовать инвесторов или бизнес-ангелов, чтобы получить хотя бы €10 тысяч. Это того не стоит. Меня утешает только то, что когда вещи начнут меняться, улучшения в этой сфере произойдут автоматически, потому что такое положение дел является не причиной, а следствием сложившейся ситуации.
7. Венчурным фондам сложно привлекать капитал
Если стартапам тяжело привлекать тысячи евро, то фондам - миллионы. Для этого существует несколько причин. Например, людей с деньгами сложно уговорить передать накопления итальянским фондам, потому что у них отрицательная доходность.
Кроме того, в условиях текущей экономической ситуации не рекомендуется инвестировать в высоко-рискованные секторы экономики. Те немногие итальянские компании, которые действительно инвестируют в стартапы, зачастую размещают свои деньги за пределами Италии, становясь партнерами более крупных европейских фондов.
Местные венчурные инвесторы обладают небольшими капиталами и ориентируются только на итальянский рынок, что не очень привлекает международных инвесторов. Именно по этой причине в некоторых из крупнейших итальянских венчурных фондов находятся деньги правительственного инвестиционного агентства Invitalia. Без них фонды потеряли бы существенную часть капитала. Быть венчурным инвестором в стране тяжело: если бы не комиссионные за управление денежными средствами, вряд ли кто-нибудь стал заниматься этим всерьез.
8. Низкий уровень инвестиционной привлекательности местных компаний
Не секрет, что уровень итальянских стартапов оказывается ниже, чем в среднем по Европе. В противном случае, объем инвестиций в наши компании возрос бы за счет того, что большинство европейских венчурных инвесторов стали бы пристально следить за появлением новых стартапов.
Однако итальянские компании зачастую сфокусированы только на местном рынке, и такой фокус уменьшает их амбиции и известность. Кроме того, итальянские стартапы редко занимаются чем-то уникальным, и предпочитают копировать мировой опыт.
Кроме того, итальянские ИТ-компании плохо представляют себе, кто их конкуренты. Я быстро обнаруживал это во время интервью и советовал предпринимателям не бояться смотреть по сторонам. Если вы строите особенную компанию, то легко победите конкурентов. Если нет, то лучше потерпеть неудачу в самом начале и изменить фокус, чем тратить огромное количество времени и денег на тот продукт, который никого не интересует.
И еще итальянским предпринимателям не хватает смелости. То место, где вы открываете компанию, имеет значение только лишь до определенного момента: затем будьте готовы выйти на более крупные рынки.
Одновременно мечтать и стоять на твердой почве (то есть иметь четкий план реализации смелой идеи) тяжело, но только так команды приходят к успеху. Как любила говорить моя бабушка: «Целься в луну. Даже если ты промахнешься, то окажешься среди звезд».