На столичном строительстве больше "зарабатывают" активисты и чиновники
На столичном строительстве зачастую больше, чем девелоперы, “ зарабатывают” т. н. “ активисты” и нечистые на руку чиновники. Это стало возможно из-за неточных формулировок в градостроительных обоснованиях, ряда решений Киевсовета, появления многочисленных “ незаслуженно забытых” памятников архитектуры, и позиции киевских властей, которые должны выступать в роли арбитра в спорах между застройщиком и местными жителями.
Об этом в интервью KV заявил Александр Дубров, председатель совета директоров инвестиционно-промышленной группы Keros.
“ Чиновники и так называемые активисты зарабатывают на строительстве зачастую намного больше, чем инвестор или застройщик, и никаких финансовых рисков. Строительную отрасль страны можно назвать отражением того, что происходит и в других отраслях. Что мы видим в Киеве? Популисты, профессиональные “ шаталы” делают деньги на неприятии застройщика, настраивают общество против инвесторов, которые в подавляющем большинстве не являются злом, а приносят городу деньги. Этот социальный конфликт по идее должна бы гасить столичная власть, помогая формировать общественное мнение так, чтобы в нем находилось место законопослушному девелоперу. С другой стороны, она же должна принуждать застройщиков не перегибать палку, не злоупотреблять, не нарушать законов, выступать арбитром”, - считает Александр Дубров.
По его словам, также возможности для давления на девелоперов со стороны чиновников заложены в решении Киевсовета от 27 января 2005 года № 11/2587 “ О правилах застройки г. Киева” и требованиях к застройке буферной зоны, центра столицы. Здесь есть определенные разночтения, двузначности, на которых в свое время были выстроены прибыльные и до сих пор работающие схемы.
Кроме того, председатель совета директоров инвестиционно-промышленной группы Keros отметил, что часть столичных построек, вошедших в список новых памятников архитектуры Киева, на самом деле таковыми никогда не являлись, и находятся сейчас в состоянии, крайне непригодном для эксплуатации, даже аварийном.
“ В историческом центре города памятников архитектуры не так уж и много. Их совсем немного. Например в квартале, в котором строится Fresco Sofia, их только два - здание на Рейтарской, 24 и 22. Все остальное не имеет ценности. При советской власти таких памятников было около 900”, - отмечает Дубров.
Согласно красочной истории, бытующей среди застройщиков, число памятников архитектуры выросло в столице в результате одного-единственного демонтажа здания, за разрешение на снос которого некий чиновник требовал 1 млн долларов, но не получил их (хитрый застройщик “ решил” вопрос в более высокой инстанции).
Чиновник в ответ на это развернул в городе кампанию по выявлению новых памятников истории и архитектуры, которая оказалась успешной, сверхприбыльной, и позволила увеличить количество домов, на которые требуется разрешение на снос, почти до 5 тысяч.
“ Позже события обросли еще более интригующими обстоятельствами. Стоило застройщику получить землеотвод с какой-либо развалюхой на ней под снос, как тут же на следующий день к строению приезжала бригада и вешала табличку с надписью “ памятник истории” или архитектуры. Владелец участка был вынужден ехать на Подол к чиновникам и договариваться. Поймите, далеко не все девелоперы - враги собственному городу. Мы, к примеру, планируя возведение Fresco Sofia, приходили на территорию не просто так - застроить и бросить. У нас был план реконструкции всего квартала и ремонта всех зданий напротив по улице Гончара. Это был целый ряд последовательно реализуемых проектов ремонта почти всех зданий в нем, заполнение пустот, образовавшихся после санации квартала перед олимпийскими играми 1980 г., что позволило бы вернуться к замкнутой периметральной застройке, сложившейся там исторически и путем реконструкции получить Европейского образца квартал с прекрасными домами, архитектура каждого из которых имела бы свое лицо”, - комментирует Александр Дубров.