Новости и события » Общество » Голодомор на Донбассе: страницы истории

Голодомор на Донбассе: страницы истории

Голодомор на Донбассе: страницы истории

Сегодня, 26 ноября, в Украине отмечается День памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов. Со временем, с прошлой и нынешней войной, в памяти поколений эта трагедия стирается, но забывать о ней нельзя. Голодомор унес жизни нескольких миллионов человек, пострадало также и население Донбасса.

Согласно данным Института демографии и социальных исследований НАНУ, демографические потери от Голодомора 1932-1933 годов в Украине составляют 3,2 миллиона человек: в городах погибли 940 тысяч трудоспособного населения (в возрасте от 15 до 60 лет), 262 тысячи стариков и 800 тысяч детей. Среди сельского населения погибли 660 тысяч человек трудоспособного возраста, 242 тысячи пожилых людей и 594 тысячи детей. За пять месяцев 1933 года (с марта по июль) в Украине погибли столько же людей, сколько умерло за пять предыдущих лет. Больше всего украинцев погибли в Киевской (почти 15% населения) и Харьковской областях, Молдавской Автономной Республике, что тогда входила в состав УССР, а также в Винницкой, Черниговской и Одесской областях. В целом от Голодомора на территории СССР погибли около 7 миллионов человек.

Историки давно пришли к выводу, что голод в 1930-е годы был искусственным, то есть спланированным Голодомором. Советской властью последовательно внедрялись разнообразные репрессивные меры по изъятию запасов продовольствия у населения, что приводило к неизбежному массовому голоду и смертям.

Голод был и в Европейской части России, и на Урале, и за Уралом. К сожалению, такой печальной была наша история, которая рассказывает о том, как сталинской режим повсеместно ломал через колено свободолюбие крестьянства. Искусственный голод был одним из мероприятий воспитания социалистического сознания. Но наибольшую жестокость и введение целого ряда последовательно внедряемых репрессивных мер, что привели к невиданному голоду, руководство СССР направило именно на украинцев, которые в конце двадцатых - в начале тридцатых годов еще оказывали сопротивление сплошной колективизации. Поэтому просто голода для украинцев (по мнению партийного руководства) было мало. Голод надо было сделать таким невыносимым, что он приносил смерть или уничтожал у крестьян даже человеческий облик, сознание человека калечили раз и навсегда.

В числе репрессивных мер применяли такие:

- введение непосильных планов хлебозаготовок, которые контролировала присланная на Украину хлебозаготовительная комиссия во главе с председателем СНК СССР В. Молотовым;

- институт уполномоченных по району или области, которые были не только наблюдателями, но и единоличными вершителями человеческих судеб;

- жесткое выполнение репрессивного закона о "пяти колосках", по которому за собранную на поле голодным крестьянином горсть зерна предусматривался расстрел с конфискацией имущества, а при смягчающих обстоятельствах - 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества;

- внедрение в областях Украины дополнительных хлебозаготовок, которые проводились рейдовым методом, когда при обысках конфисковывали все зерна, и голодные семьи оставались даже без каких-либо средств к существованию;

- наложение на колхозы и индивидуальные хозяйства огромных натуральных штрафов, которые были значительно выше, чем план заготовки, к тому же крестьяне не освобождались от выполнения самого плана;

- введение репрессивного раскулачивания, когда из собственного дома под этим поводом зимой выгоняли даже бедные многодетные семьи;

- занесение на так называемые «черные доски» многих хозяйств (а это означало, что данные села полностью блокировались НКВД или военными, и в эти населенные пункты запрещалось завозить даже спички или мыло), запрещалось выезжать из сел, не говоря уже о выезде за пределы Республики; полный произвол сельских активистов, рейдовых бригад из города, сельских, районных чинив, представителей милиции. А на административных границах УССР размещались военные заставы, которые не пропускали беглецов на другие территории СССР, где запасы пищи все-таки были. Такие заставы стояли и на границе Донецкой области с Россией.

Известно, что власть конфисковывала урожай, чтобы продать его за валюту и закупить на западе оборудование для промышленности. Но по селам советские активисты забирали из домов свеклу, даже квашеную капусту, огурцы - а это за валюту не продашь. Перемешивали с грязью запасы сена и соломы, ломали среди зимы печи, обрекая целые семьи на верную смерть.

Как типичный результат такой деятельности - большинство сельского населения Донбасса болело голодными болезнями, умирало - такие факты находим и в документах Донецкого облгосархива, и в воспоминаниях свидетелей Голодомора 1932 - 1933 годов.

Были председатели колхозов, которые, понимая к чему идет, поспешили выдать землякам зерно, заработанное на трудодни. Нарушителей образцово-показательно наказывали, отправив, как тогда говорили, к "белым медведям".

На Донбассе тогда на территориях городов было по несколько колхозов. В городских колхозах крестьяне абсолютно так же страдали от голода. К тому же власть тщательно перекрывала пути миграции беспаспортным крестьянам (при введении паспортной системы в 1932 году крестьянам запретили выдавать паспорта, то есть закрепощали их в колхозах). Хотя, конечно, люди, унывали от перспективы неотвратимой гибели, все равно пытались спастись на соседних предприятиях Донбасса. К сожалению, в основном безнадежно. Существующие предприятия не могли принять на работу всех беглых крестьян. И добирались не все.

"В начале марта 33-го года нас отправили пробрасывать от снега дорогу на станцию?? Еленовка (Волновахского района. - ред.), - рассказывает бывший колхозник Феодосий Белецкий. - Каких ужасов мне пришлось увидеть: что ни метр - тела замерзших людей. Видимо, шли они к станции, чтобы уйти от голода, и падали, кто где. Трупы складывали в штабеля на обочинах... ". Это лишь небольшой эпизод из великой трагедии.

На промышленных предприятиях действовала карточная система выдачи продовольствия. Нормы были такие, что выданный паек вряд ли перекрывал затраты сил при тяжелой работе, например, под землей. А рабочему надо было еще и прокормить семью. "Я пошла за хлебом на рудник, это от нас 6 километров. Пока получила хлеб на карточки, мои соседи пошли домой, - это из воспоминаний Марии Конанчук из поселка Железный Дзержинского района. - Только вышла в овраг, а здесь человек - и за мной: "Отдай хлеб". я хотела бежать, сил нет, он за мной тоже не бежит - и у него нет сил. Плачет, просит хлеба, а я стою с котомкой и тоже плачу: "Не дам, отцу на работу надо идти". Принесла хлеб, отец долю взял и пошел на шахту ". Даже у горняков семьи были голодными. О голодовке на предприятиях идет речь и в показаниях очевидцев, и в материалах архивов области.

Официальная цифра жертв Голодомора в Донецкой области, которую обычно приводят, - 104 000 человек. На самом деле это количество умерших, приведенное в официальных отчетах. И документов, по сути, сохранилась только половина. Много лет даже такая короткая статистика была засекречена. Между тем архивные дела терялись - особенно во время войны (или даже сознательно уничтожались). Кроме того, вести отдельный учет умерших от голода запрещалось. В бумагах того периода часто находим, что в графе причины смерти 40-летнего человека значится "умер от старости". Те покойники, не дошедшие до городов или умершие под городскими заборами, не только не вписывались в документы, но никто не знал и не будет знать их истинное количество. Итак, те сто четыре тысячи стоит минимум удвоить, а то и утроить.

Государственные архивы периодически подвергались чисткам, при которых изымались свидетельства о Голодоморе, потому что было негласное указание руководства компартии о запрете любой публикации или справки о голоде. Но кое-что, как говорят, они "проморгали". В частности, на сегодня в облгосархиве сохранились секретные документы о голоде и случаях каннибализма в Донецкой области в 1932 - 1933 годы (тогда в Донецкую область входила территория нынешних Донецкой и Луганской областей). И в воспоминаниях людей часто встречается, как детям приказывали: "Не ходи на такую-то улицу, там тебя съедят". Голод действительно доводил до состояния, когда терялась человеческая мораль.

Итак, можно подвести достаточно печальный вывод, что в разных городах Донецкой области в 1932 - 1933 годах был голод различной интенсивности, а по сельской местности, где непосредственно выращивался хлеб, - там свирепствовал беспощадный смертоносный Голодомор, организованный высшим партийным руководством СССР и Украины, поддержанный партийным и советским активом в областях и районах. Миф о "благоденствии" нашего промышленного края, созданный тогда властями, чрезвычайно ползучий, но он сразу разбивается, как только начинаем читать свидетельства очевидцев Голодомора или строки даже скупых архивных документов.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх