«Воображаемая» боль при синдроме Зудека оказалась реальной
Синдром Зудека, или комплексный региональный болевой синдром (КРБС), представляет собой состояние, при котором из-за неправильного лечения конечности у человека возникают неспецифические хронические нарушения, в частности остеопороз. Примечательной особенностью синдрома является избирательная эмпатия: установлено, что такие пациенты могут чувствовать боль, только наблюдая за чужой болью, что осложняет течение синдрома. Механизм такой эмпатии, как и развития КРБС в целом, изучен недостаточно. Это, в свою очередь, затрудняет диагностику и исследование синдрома.
В новой работе ученые из Университета Аалто изучили мозговую активность людей с КРБС с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Участие в эксперименте приняли 13 пациентов и 13 здоровых праворуких добровольцев. Во время сканирования все испытуемые просматривали одни и те же трехсекундные видеоролики, на которых левая или правая рука человека изображалась в трех ситуациях: в статичном расслабленном положении; при медленном раскрытии и закрытии ладони в кулак; и при сжатии предмета, например мягкой губки или мячика с усеченными шипами.
Результаты показали, что при наблюдении за ситуацией, когда предмет сжимается с силой и удерживается, участники с синдромом Зудека объективно испытывают болевые ощущения. Так, у них активировались семь участков левой сенсомоторной коры, правый таламус, включая хвостатое ядро, и орбитофронтальная кора. Это свидетельствовало о нейронном воспроизведении наблюдаемых движений и сопровождающей их боли. При этом во время наблюдения за быстрым разжиманием руки с предметом у пациентов активировались области, отвечающие за ожидание и переосмысление боли, например правая нижняя лобная извилина.
По мнению авторов, полученные данные могут прояснить патофизиологию синдрома и разработать диагностические и терапевтические стратегии. Так, по аналогии с болезнью Паркинсона в реабилитации людей с КРБС может использоваться метод распознавания сигналов (GMI): он предполагает управление подвижными объектами с помощью нейроинтерфейса «человек-машина». Облегчить течение синдрома, вероятно, также может структурированное наблюдение за движениями рук здоровых людей. В то же время ученые подчеркнули, что объем рассмотренной выборки является небольшим и их выводы требуют дальнейшей проверки.