«Первая партия из 250 штук разлетелась секунд за 40» - 6 историй российских производителей электронных сигарет
Автор блога об электронных сигаретах ViVA la Cloud Дмитрий Каторжнов взял интервью у российских производителей электронных сигарет и компонентов для них. Предприниматели рассказали, с чего начинали бизнес, сколько на нем зарабатывают и с какими проблемами сталкиваются.
Создатель «Кайфуна» Сергей Новиков
«В конце 2011 года я придумал первый российский обслуживаемый бак. Он назывался "Кайфун-2" (тогда Новиков уже торговал необслуживаемыми баками - прим. ред.) - сделал для него интернет-магазин, поставил цену в четыре тысячи рублей за комплект. Первая партия - 250 штук - разлетелась секунд за 40», - рассказывает Новиков.
Баки для электронных сигарет бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. В последние пользователь вынужден устанавливать готовые испарители. Для обслуживаемых отдельно покупают проволоку и вату - это в несколько раз дешевле.
Одна из версий «Кайфуна»
Согласно материалу на Forbes, за январь-апрель 2012 года Новиков продал более 500 электронных сигарет с тридцатипроцентной маржой. Инвестиции в «СвоеМесто» составили около миллиона рублей.
«"Кайфун" был латунным - иностранцам это не нравилось: они где-то вычитали, что там есть примесь свинца. Нужно было делать из нержавейки, но в России не было таких производств: это дольше и дороже, чем работать с мягкими металлами.
И тут на немецком форуме появился человек, который выложил фотки "Кайфуна" из нержавеющей стали и написал: "Я выточил". Он работал на металлообрабатывающем производстве и мог пользоваться станком по выходным. Сделали с ним версию под нержавейку. Это был "Кайфун-3". Заодно улучшили конструкцию - стенки тоньше, резьбы аккуратнее», - отмечает Новиков.
«"Кайфун" из нержавейки продался со свистом. - рассказывает Новиков. - Народ хотел, чтобы бак был именно в европейских точках, в Германии. Нужно было делать немецкую фирму и работать из-под нее. Я прилетел в Германию, и 30 августа 2012 года мы создали SMtec GmbH. Название расшифровывается как System Metal Technik: чтобы и ассоциация со "Своим местом" была, и на электронных сигаретах не завязываться».
В конце разговора уточняю, занялась ли в итоге GmbH чем-то сторонним: «Нет - по вейпингу работы выше крыши, нам хватает, станок загружен».
«95% изделий мы продавали в Европе, - отмечает Новиков. - Когда грянул кризис, доля продаж в России была меньше 2%. Первые полтора года из GmbH не вывели ни цента: я с семьей жили на прибыль российской ООО. Мы продали несколько десятков тысяч "Кайфунов". Точнее не скажу - все-таки это коммерческая тайна».
В начале 2014 года Новиков передал управление российской компанией своему другу. Сам разработчик сосредоточился на создании новых продуктов в немецкой фирме.
«Сейчас российское ООО производит жидкости и продает железо - в том числе производимое SMtec GmbH в Германии, - говорит директор по развитию «СвоеМесто» Константин Раимов. - У нас три розничных магазина под брендом VPL. В компании работает около тридцати человек. 90% прибыли дают жидкости, остальное - железо. Не стану раскрывать, сколько зарабатывает фирма. Мне хватило на хороший автомобиль, его содержание и приличный костюм. Продукция компании "СвоеМесто" обеспечивает и сотрудников, и руководство».
Директор «Русского механика» Андрей Кириенко
«Летом 2014 года в вейпшопе на Большой Конюшенной я познакомился с мастером по ремонту электронных сигарет, - рассказывает Кириенко. - Он сказал, что может сделать механический мод, но нужны инвестиции».
Механические моды представляют собой простые железные трубы. Чаще всего с одной стороны у них откручивающаяся - чтобы вставлять аккумулятор - кнопка, с другой - резьба для бака или дрипки (приспособления, позволяющего парить - прим. ред.).
«Русский механик» в разобранном состоянии. Слева-направо: кнопка, пин, аккумулятор, тело, дрипка
«До получения первой перекрывающей расходы прибыли мы с партнером по бизнесу вложили где-то полмиллиона рублей личных средств, - отмечает Кириенко. - Все было подсчитано: себестоимость металла, покраски, упаковки, количество выпускаемых изделий за час. Деньги отбились, но не так быстро, как мы хотели».
Андрей Кириенко
«Часть модов разошлась среди команды. Только половина, наверное, поступила в продажу. Хорошая часть из этой сотни продалась благодаря "колхозу" - у человека, который его устраивал, был приоритет в продаже», - рассказывает Кириенко.
«Колхоз» - особая форма покупки электронных сигарет. Желающие отмечаются в табличке, вносят предоплату, руководитель «колхоза» выкупает товар по оптовой цене и рассылает покупателям. Даже со стоимостью доставки «колхоз» получается дешевле заказа из Китая, не говоря уже о российской рознице.
«Много модов разъехалось по разным городам через интернет-магазины, - говорит Кириенко. - С ними работали на предоплате. Мы создали несколько юридических лиц: если покупателю было удобно покупать за наличку - продавали через дружественный магазин, с НДС - предоставляли компанию с НДС, на упрощенке - давали фирму на упрощенке».
Создатель «Старплаты» Максим Бржевский
«В конце 2013 года я сделал первую версию "Старплаты". Она была больше, чем я хотел, и на 20 ватт. Следующая - условно, полуторная - на 30 ватт. А вторую версию, вышедшую в свет на 40 ваттах, потом "разогнал" до 50. Сейчас вышло третье поколение - на 75 ватт. Это единственная российская плата для электронных сигарет», - рассказывает Бржевский.
Электронная сигарета в виде трубки на базе «Старплаты»
Платы защищают пользователя от коротких замыканий и позволяют регулировать мощность тока. Базовая зависимость - чем больше ватт, тем больше пара. С развитием индустрии маломощные устройства уступили место монструозным аппаратам на сотни ватт. Скажем, в 2015 году одной из самых популярных электронных сигарет была VTC Mini на 75 ватт. В 2016 году - в два с половиной раза более мощная RX200.
«В разработку я постепенно вкладывал свою зарплату программиста - всего 300?500 тысяч рублей. Они ушли на доделки, переделки, новые закупки и затраченное время. На первую производственную партию пришлось занимать деньги», - отмечает Бржевский.
Максим Бржевский
«Себестоимость платы недалека от оптовой цены: в нее включены гарантия, переделки из-за бракованных компонентов, варьирующаяся цена. Никаких 50% накрутки нет. "Старплата" приносит достаточно, чтобы не уходить в минус и купить себе немного сигарет. Это не какие-то там баснословные деньги, но производство дает работу пяти людям», - говорит Бржевский.
Разработчик Subnoto12 Василий Слесаренко
«Все началось весной 2015 года. Тогда вейпинг переживал второе рождение. Все развивалось дикими темпами. Я пошел на Митинский радиорынок, купил компоненты и собрал мод - рабочую лошадку, с которой ничего не может приключиться, - рассказывает Слесаренко. - За 10 тысяч рублей арендовал стенд на профильной выставке "Русский вейп". Все подходили, радовались. Я убедился - заинтересованность есть».
Василий Слесаренко
Технологически «Сабното» - тоже механический мод. В нем нет платы - отсутствует защита. Однако устройства в форме, отличной от трубы, принято называть боксмодами: от английского box - коробка.
«Сейчас есть небольшое производство в Волгограде, - рассказывает Слесаренко. - Это мой родной город; там было легко все организовать за разумные деньги. Летом 2016 года я нанял трех человек, обучил их и посадил в помещение. Они собирают примерно 100 коробок в месяц».
Прототип новой модели «Сабното»
Сооснователь Moscow Vape Custom Shop Константин Половников
«6 декабря 2015 года мы первыми в СНГ показали вейп-станцию, - рассказывает Половников. - Тогда мы уже продавали бокс-моды - люди нас знали. Первые две вейп-станции заказали в Москве, третья уехала в Белоруссию - дальше уже поехали в Тулу, Казахстан. Сейчас наши станции стоят в вейп-барах и магазинах от Чукотки до Москвы».
Вейп-станции, в отличие от обыкновенных, аккумуляторных электронных сигарет, работают от сети. У них есть основной блок, к которому подключаются несколько «клиентских» шнуров (каналов). Пользоваться вейп-станцией могут несколько человек одновременно - притом мощность настраивается для каждого канала отдельно.
«Оборудование, ремонт - все куплено на личные деньги людей, помогавшим нам развиваться. Мы были стартапом - в нас вложились. Этот фрезерный станок с ЧПУ стоит где-то 290 тысяч рублей - человек просто подарил. Итоговые суммы инвестиций составили, думаю, от 750 тысяч до миллиона рублей. Многое оборудование потом продали: были станки, которые сначала купили - думали, пригодятся, - оказалось, нет», - отмечает Половников.
Половников в мастерской MVCS
Мастерская MVCS
Маркетолог Amerpoint Константин Дроздовский
«В начале 2014 года мы выпустили "Колибри" - мод с платой и сменными "стаканами" на три разных аккумулятора, - говорит Дроздовский. - За два года было продано около 4? тысяч штук. В месяц реализуем 300?350 различных устройств (в ассортименте компании есть баки и дрипки - прим. ред.). При этом львиная доля уходит на экспорт в Европу и Азию».
«Мы производим и продаем стабильное количество продуктов. Резких взлетов и спадов спроса не происходит из-за выбранного сегмента - специализируемся на тугой "сигаретной" затяжке. На рынок продуктов для "навала" не лезем и не планируем», - отмечает Дроздовский.
Продажи электронных сигарет будут расти следующие несколько лет, утверждается в проведенном в мае 2016 года исследовании Ernst & Young. Аналитики предполагают тридцатипроцентное увеличение объемов продаж в 2017 году и двадцатипроцентное в 2018 году. В дальнейшем рынок продолжит расти с меньшей скоростью.