Малиновский суд - о "Деле 2 мая": заседания будут длиться еще несколько лет
Судья-спикер Малиновского районного суда Одессы Сергей Черевко рассказал журналистам о ситуации с рассмотрением дела о массовых беспорядках 2 мая 2014 года.
По словам Черевко, сотрудники Малиновского суда провели колоссальную работу, чтобы обеспечить максимально объективное рассмотрение дела в полном соответствии с требования закона. При этом основная проблема заключается в сложности и масштабности этого дела, по которому проходят 20 подсудимых и 31 потерпевший - на первых заседаниях в зале суда присутствовало более 100 человек.
С момента принятия к рассмотрению в Малиновском суде было назначено 97 заседаний, часть из которых не состоялась ввиду неявки участников процесса, без которых слушание невозможно - подсудимых, прокуроров, адвокатов, переводчиков. Также это дело имеет серьезный общественный резонанс, и некоторые заседания были сорваны из-за деструктивных действий активистов. Иногда доходило и до полного паралича работы всего суда. Сергей Черевко отметил, что в этом "преуспели" как представители патриотических организаций, так и их оппоненты.
Также судья пояснил причину нынешней ситуации, когда после полутора лет рассмотрения дело будет слушаться с самого начала. По его словам, это произошло из-за того, что судья Сергей Журик заболел, коллегии нужно было принимать неотложные процессуальные решения, и его место занял запасной судья Алексей Стариков.
В такой ситуации УПК предусматривает две возможности: либо дело слушается дальше, либо (если кто-то из участников процесса настаивает) рассмотрение начинается с самого начала. Подсудимый Сергей Долженков воспользовался этим правом. Сейчас процесс находится на этапе формирования коллеги и оглашения обвинительного акта, а Сергей Журик вернулся в коллегию в статусе запасного судьи.
К сожалению, Сергей Черевко не смог сказать, какие неотложные процессуальные решения должна была принимать коллегия, из-за чего, собственно, произошла "рокировка". После смены состава прошло два заседания, и оба были перенесены ввиду неявки обвиняемых, и никаких решений на них не принимали. Вопрос о продлении меры пресечения для находящихся под стражей подсудимых будет рассматриваться только 25 декабря.
Еще один участник пресс-конференции, лидер "Правого сектора" Сергей Стерненко напомнил, что первый раз суд был заблокирован после того, как суд по собственной инициативе изменил меру пресечения и назначил залог находящимся под стражей посудимым. По его мнению, освобождение фигурантов, конкретно - командира "Одесской дружины" Сергея Долженкова и россиянина Евгения Мефедова, может спровоцировать новые беспорядки.
В свою очередь, обозреватель "Думской", участник "Группы 2 мая" Сергей Дибров резко раскритиковал Генеральную прокуратуру Украины за недопустимо низкое качество следствия и обвинения.
"Еще зимой 2015 года наша группа высказала свое мнение о документах, которые следствие передало в суд, - вспоминает он. - Мы назвали их "Тридцать один том макулатуры", и с тех пор наше мнение не поменялось. Судьи не хотели принимать эту макулатуру к рассмотрению, потому что по действующему УПК они не имеют права вернуть дело на дорасследование, и если есть какие-то нерешенные вопросы, их надо решать в судебном следствии. Неудивительно, что Приморский суд в полном составе отказался слушать это дело, Малиновский суд дважды возвращал обвинительный акт на доработку, чтобы устранить явные и очевидные ошибки, но ничего сделано не было. Ответственность за это лежит в первую очередь на прокурорах ГПУ, которые надзирали над следствием и подписывали документы. Был нарушен принцип преемственности, согласно которому обвинение в суде должны поддерживать те самые прокуроры, которые надзирали над следствием. ГПУ просто скинула все свои недоработки на областную прокуратуру, сотрудники которой сейчас вынуждены поддерживать обвинение в суде, да еще и вставляла палки в колеса во время процесса".
По мнению Диброва, нынешний "сброс" процесса - это хороший повод исправить эти ошибки и для начала как минимум перепоручить гособвинение следователям ГПУ. Это будет не только справедливо, но и повысит качество обвинения, которое сейчас не поддается критике.
Руководитель общественной организации "Союз юристов Одесской области" Александр Рябец считает, что сейчас подсудимые используют процессуальные возможности для затягивания дела и злоупотребляют своими правами. По мнению юриста, подсудимых, которые не являются и срывают заседания нужно не только штрафовать, но и брать под стражу, чтобы обеспечить их явку на заседания. Алексанр Рябец предположил, что задержка рассмотрения дела выгодна подсудимым: по "закону Савченко" каждый день содержания под стражей засчитывается как два дня отбытого наказания в виде лишения свободы. Если дело затянется, можно ожидать, что подсудимые, даже если их признают виновными, будут освобождены в зале суда.
Впрочем, до этого еще довольно долго: сейчас подсудимых обвиняют по ч. 2 ст. 294 УК, которое предусматривает наказание от 8 до 15 лет лишения свободы. Участники пресс-конференции сошлись во мнении, что если дело будет рассматриваться в прежнем режиме, его рассмотрение растянется на долгие годы. Максимально возможным сроком можно считать период исковой давности, который по нынешнему обвинению составляет 15 лет, и если дело затянется так долго, то через пять лет все подсудимые выйдут из-под стражи по "закону Савченко".
Для ускорения процесса участники пресс-конференции предложили жесткими мерами повысить дисциплину участников процесса, чтобы не допускать срыва заседаний, а также рассмотреть возможность выделения материалов дела в отдельные производства, которые можно рассматривать параллельно.