Японская экономика: борьба за инфляцию
Японские банки предлагают клиентам низкие процентные ставки, поэтому зачастую простые граждане не хотят связываться с банковской системой и предпочитают хранить свои сбережения в чулке.
Когда экономисты хотят изучить влияние низких ставок на хозяйственную деятельность, они обращаются к опыту Японии. Почти два десятилетия эта страна имеет практически нулевой уровень инфляции и действительно является наглядным примером уникальной экономики. Так, 29 января 2016 года Центральный банк Японии впервые в своей истории ввел отрицательную процентную ставку (она колеблется в пределах от - 0,1% и 0%)
Это нововведение побудило простых граждан хранить свои деньги дома и спровоцировало небывалый спрос на сейфы. После заявления банка магазинам сейфов какое-то время нечем было торговать, японцы опустошили их склады за несколько дней.
Несмотря на то, что пока банки не применили эту негативную ставку на доходы от сбережений физических лиц, японцы опасаются роста цен на банковские услуги. Например, за снятие в банкоматах наличных от 200 иен (45 грн) полагается комиссия. Также японцы недовольны снижением ставок по депозитам и другим сбережениям, которые и так очень низки с 1990 года. В эти годы в Японии началась эра дефляции и время очень низких процентных ставок.
Sumitomo Mitsui Financial Group (SMFG), третий по величине банк в стране, снизил процентную ставку по депозитам до 0,001% против 0,02% ранее. Другими словами: депозит в размере 100 000 иен (23 000 грн) приносит лишь 100 иен в год (23 грн).
Несмотря на широкую популяризацию кредитных карт, японцы остаются сторонниками наличных платежей. Хотя эта привычка эволюционирует, благодаря бесконтактным платежам при помощи смартфона. Операции с наличными деньгами составили в Японии в 2012 году 19% ВВП, это вдвое больше, чем в других развитых странах. Например, только 18% японцев платят за свои покупки с помощью кредитной карты, против 58% жителей Южной Кореи.
В Японии всегда больше доверяли наличным. Корни недоверия банкам уходят в прошлое. В первые годы после Второй мировой войны японские учреждения в течении двух лет блокировали доступ к депозитам. Официально для борьбы с инфляцией, а неофициально - предполагалось повысить активы каждого вкладчика и, соответственно, обложить их налогом, необходимым, чтобы выплачивать проценты по облигациям, выпущенным правительством во время войны.
Во время кризиса 1998 года, продажи сейфов очень выросли. В то время волна банкротств, в том числе таких гигантов как Yamaichi Securities и Hokkaido Takushoku, десятого банка в стране, вызвала еще больше недоверия японских инвесторов к своим банкам.
Практика tansu yokin дословно « сбережения в шкафу» остается актуальной и сейчас. Многие японцы, особенно пожилые копят так постоянно. Учитывая, что 26% населения Японии старше 65 лет, по предварительным оценкам частные сбережения достигают суммы в 45 000 млрд иен (10 500 млрд грн).
На прошлой неделе центральный банк Японии сделал оптимистичные прогнозы, а именно - снижение курса иены по отношению к американскому доллару. Этот факт пойдет на пользу экономике страны восходящего солнца.
Вслед за Федеральной резервной системой (США) и Европейским центральным банком, Банк Японии во вторник 20 декабря провел свое последнее в этом году собрание. Сюрпризов не было: он подтвердил свой статус-кво, оставив ключевую процентную ставку на уровне - 0,1% и продолжив выкуп государственного долга: 80,000 млрд иен (18 млрд грн) в год.
Агрессивные монетарные меры призваны стимулировать инфляцию. Банк Японии намерен довести ее до 2% в год - уровня, считающегося оптимальным для развитых стран.
Сейчас японская экономика, при поддержке экспорта, чувствует себя лучше, - подтверждает Кадзухико Огата, старший экономист Credit Agricole в Токио. Экономическая политика Дональда Трампа косвенно играет нам на руку в ближайшие месяцы.
После избрания нового президента США, 8 ноября, иена обесценилась более чем на 10% по отношению к доллару. И падение может продолжаться: Федеральная резервная система повышает процентные ставки, что делает инвестиции в Америке более прибыльными. А это в свою очередь, способствует росту доллара по отношению к другим валютам.
Это служит хорошим предзнаменованием для японского экспорта, таким образом, он сможет восстановить конкурентоспособность. В ноябре он вырос в объеме на 7,4%.
Кроме того, - добавляет господин Ивахара, экономист Natixis в Токио, - низкий курс иены способствует повышению цен на импортные товары, тем самым отдаляя опасный призрак дефляции.
Дефляция - это процесс обратный инфляции, то есть при падении уровня инфляции ниже 0 (минимального порога) формируется общее снижение цен. В процессе падения цен в стране происходит следующее: граждане меньше тратят и больше накапливают. Это может привести к шоку в экономике: поток денежных средств непредвиденно уменьшается, у предприятий и фирм начинаются проблемы. Также становится невыгодно брать кредиты. Естественно, это ударяет по банкам и, как следствие, негативно влияет на всю экономику. Предприятия, которые в первую очередь работают на экспорт, оказываются в неприятной ситуации: их товар становится дороже за счет изменения курса валют.
Прошлым летом правительство объявило новый план стимулирующих мер (28,000 млрд иен, из которых большая часть уже на распланирована). Это тоже должно поддержать активность в ближайшие месяцы.
Во вторник, 20 декабря правительство спрогнозировало рост экономики от 1,2% до 1,5% на финансовый год: с апреля 2017 года по март 2018 года. В этом году этот показатель составил с 1,3%.
И это хорошие новости для премьер-министра Японии Шиндзо Абэ. Возглавив правительство в 2012 году, он пытается вывести страну из спирали снижения цен и слабого роста экономики. Но с ноября 2014 многие экономисты начали сомневаться в эффективности его экономики - «абэномики», которая сочетает денежную поддержку, структурные реформы и финансовый стимул.
Ей не хватает некоторых элементов, чтобы это действительно работало, - говорит господин Ивахара.
Так, рост цен, связанный с падением иены, ударит по покупательной способности предприятий, только если он будет сопровождаться повышением заработной платы. Однако, несмотря на низкий уровень безработицы (3%), увеличение минимальной зарплаты и увеличение оплаты труда, принятое несколькими крупными компаниями, средние показатели заработной платы остаются неутешительными.
То есть мы наблюдаем двойственный рынок труда: хорошо оплачиваемые защищенные сотрудники с постоянным рабочим местом и 30% служащих с частичной занятостью в ненадежной социальной ситуации, - объясняет господин Ивахара. Без реформ, позволяющих снизить эту двойственность, средний показатель заработной платы будет оставаться низким, демонстрируя слабость «абэномики».
Кроме того, японская экономика по-прежнему имеет высокий уровень государственного долга (248% ВВП). Это связано, прежде всего, со старением населения: население страны сейчас составляет 126,9 миллионов жителей, но с 2010 года оно убывает на 1 миллион человек в год.
По материалам: lemonde.fr