Украина. Год 2017. Ожидания и перспективы
Исходя из политических и экономических прогнозов, а также внешнеполитической конъюнктуры, украинцам и Украине "звездочка на небе" в 2017 году если и будет светить, то очень тускло. И, тем не менее, даже в свободном падении можно найти какие-то обнадеживающие перспективы.
Если б не было войны
Война на востоке страны - один из главных дестабилизирующих факторов современной Украины. Кроме того, она - война - несет в себе еще и заведомо огромный процент непредсказуемости. Последние события на Светлодарской дуге показали, что фронт может вспыхнуть вдруг и сразу весь. И от того, как будут развиваться события на востоке в 2017 году, во многом зависят все остальные элементы государственной жизни в стране.
Если смотреть через призму конца декабря 2016 года - каких-то видимых предпосылок для того, чтобы боевые действия на Донбассе приняли интенсивный характер, не наблюдается. Но, опять же, здесь есть масса взаимодополняющих факторов, которые не всегда зависят от Киева. А под эти факторы вписываются и успешное или неуспешное разрешение сирийской проблемы и последующего высвобождения сил РФ с Ближнего Востока. И новая администрация США, которая может банально разменять украинский вопрос в торгах с Россией на какие-то другие преференции. Наконец, сами по себе Минские соглашения являются неприемлемыми для украинской политической элиты, что делает их де-факто невыполнимыми.
Кроме того, сама по себе война - это еще и источник колоссальной коррупции, а также глобальные материальные издержки. С одной стороны, "партия войны" сидит на гигантской денежно-материальной жиле и слезть с нее уже не может. Но, с другой, без демонстрации каких-то успехов на фронте, сторонников "войны до победного конца" в Украине будет все меньше. А это грозит политической элите радикальным переформатированием власти.
Там, где не видно дна
Это об экономике. В 2017 году перспективы роста будут наблюдаться только у АПК, который уже сейчас формирует 40% бюджета страны. Во всех остальных сферах хозяйствования ситуация стабильно критическая. К этим же проблемам добавляется еще и кризис в банковском секторе, связанная с очень мутной историей приватизация ПриватБанка. Скорее всего, будет включен печатный станок, и гривну ожидает существенное падение. По крайней мере, по оценкам специалистов, психологический барьер падения гривны относительно доллара ниже 30 пунктов ожидается уже к весне.
Хмуро для властей видится и вопрос с разрешением тарифной проблематики. Уровень задолженности населения по тарифам ЖКХ уже перевалил 15 миллиардов гривен - и это показатель только к началу зимы. Безболезненно такие тарифы подавляющее большинство украинцев переварить не в состоянии, а сам по себе тарифный вопрос давно уже зашел в политическую плоскость. И если массовых протестов власти, скорее всего, сумеют избежать, то что делать с возрастающими неплатежами по тарифам ЖКХ - вопрос, который правительству Гройсмана решить будет предельно сложно.
Политический кризис
А вот досрочные парламентские выборы с огромной вероятностью состоятся в 2017 году, предположительно, осенью (как крайний вариант - в мае). Для Петра Порошенко это уже не вопрос желания/нежелания, а стратегического выживания с видением президентской кампании 2019 года.
Формально никаких причин для проведения досрочных парламентских выборов в Украине нет. В парламенте существует ситуативная коалиция, а Петр Алексеевич под контролем имеет всю вертикаль исполнительной власти. Однако именно такая конфигурация влияет на отрицательную динамику рейтинга власти, включая самого Порошенко. А это уже делает его фигуру практически непроходной на следующих президентских выборах. Чтобы изменить ситуацию, Порошенко нужен электоральный громоотвод. До весны 2016 года таким громоотводом был Арсений Яценюк, который вбирал в себя весь негатив, а Петр Алексеевич оставался в шоколаде. С появлением в кресле премьер-министра Гройсмана - человека "подлежащего" под АП, все неудачи правительства синонимично перекладываются избирателем лично на Порошенко.
Поэтому, досрочные выборы в стратегическом плане Петру Порошенко нужны ничуть не меньше, чем и рейтинго-динамичной Юлии Тимошенко. По их итогам именно Юлия Владимировна с огромной вероятностью займет кресло премьер-министра, и команде Петра Алексеевича придется поделиться многими институционально-потоковыми "нищаками". С другой стороны, у Порошенко появится тот самый громоотвод, которого ему сейчас критически не хватает.
Запад не поможет
Значение влияния американцев на внутриукраинскую повестку не стоит переоценивать, однако именно коллективный Запад (а Вашингтон в нем лидер по умолчанию) во многом обеспечивает легитимность постмайданной политической элиты. Поэтому отношения с новой администрацией Трампа для Киева остаются пусть не критически, но, безоговорочно, очень важными. И учитывая общее поведение "доинаугурационного" Дональда Трампа, уже успехом для украинской дипломатии будет то, если американцы останутся хотя бы подчеркнуто-нейтральными в отношении Украины.
Особо проблемными для Петра Порошенко являются "компроматы Онищенко". Во-первых, до сих пор непонятно, есть ли у Онищенко что-то конкретное и если есть, то с кем на внешней арене он ведет торг. А во-вторых, важным в этом вопросе будет позиция новой Администрации Трампа, которая может как замять вопрос, так и актуализировать его на внешней арене. Это как раз тот фактор, который может кардинально изменить политическую повестку в Украине.
От европейских партнеров Украина ожидает многострадального безвизового режима с ЕС, который также стал исключительно политическим вопросом. И тема безвиза в Украине стала одним из самых больших проколов пиар-команды Порошенко. На протяжении всего 2016 года Петр Алексеевич своими бесконечными обещаниями "вот-вот получить безвиз" выглядел достаточно нелепо, и если вопрос не решится в 2017 году (особенно до возможных досрочных парламентских выборов) - это уже будет воспринято в обществе как персональное президентское поражение. В целом же, Киеву в 2017 году придется постепенно свыкнуться с тем фактом, что Украина перестает быть центральной повесткой в Европе и, тем более, в мире.