Почему в ФРГ сдержанно отреагировали на перемирие в Сирии?
Немецкая пресса неоднозначно оценивает приостановку военных действий в Сирии, а официальный Берлин вообще воздерживается от комментариев. Сообщение о достигнутом при посредничестве России, Турции и Ирана перемирии в Сирии не вызвало в Германии столь широкого резонанса, как, например, в ООН или в США. Представитель американского Госдепа Марк Тонер сразу же приветствовал "любые усилия, направленные на прекращение насилия" и создание условий для "продуктивных политических переговоров". Оперативно и положительно прокомментировали это сообщение и в секретариате спецпредставителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуры.
BBC и CNN начали в четверг, 29 декабря, свои вечерние новостные блоки с этой темы. А вот первый канал телевидения ФРГ - ARD - в своем главном 15-минутном выпуске новостей Tagesschau в 20 часов поставил сюжет о перемирии в Сирии только на третье место.
В немецких средствах массовой информации по-прежнему доминирует тема теракта в Берлине 19 декабря и ход расследования. Но это, скорее всего, не единственная причина скромного эха в Германии на перемирие в Сирии.
Звонок в МИД ФРГ
Не получив в четверг вечером никакого сообщения из МИД ФРГ с комментарием министра и не обнаружив ничего в своем электронном почтовом ящике утром в эту пятницу, 30 декабря, корреспондент DW позвонил в дипломатическую пресс-службу и спросил, будет ли официальная реакция министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) и когда.
А когда вам нужно? - спросили в ответ. Вопрос озадачил. Ведь обычно пресс-служба МИД ФРГ весьма оперативно реагирует на всевозможные международные события. Желательно не позднее 14 часов, ответил корреспондент. Было время полистать прессу.
Что пишут газеты
Немецкие газеты сообщили о перемирии в Сирии, но не все - подробно и на первых полосах. Газета Berliner Zeitung - в небольшом "подвале" на шестой странице с картой Сирии, расцвеченной на зоны, контролируемые сирийским правительством, повстанцами, курдами и "Исламским государством".
S?ddeutsche Zeitung поместила информационную статью на эту тему на первой полосе. При этом почти половина текста отведена пересказу сообщения агентства Reuters, в котором, со ссылкой на анонимных участников переговоров, говорится о предстоящем разделе Сирии на "неформальные" сферы влияния. Россия и Турция, мол, договорились о том, что до следующих президентских выборов Асад останется у власти, а затем уступит свое место менее одиозной фигуре из числа представителей алавитов.
Автор статьи указывает, однако, что официально Анкара по-прежнему настаивает на немедленной отставке Асада. "Но оказавшись перед поставленным Москвой выбором - отстранить от власти сирийского диктатора и утвердиться в качестве региональной державы или предотвратить создание в сирийско-турецкой приграничной зоне курдского государства - Анкара, скорее всего, выбрала второе", - приходит к выводу автор.
Оценки комментаторов
В комментарии, названном "Разделяй и властвуй", S?ddeutsche Zeitung развивает эту тему. "Россия хочет быть великой державой, обеспечивающей порядок там, где на это неспособны США, Иран стремится удержать у власти в Сирии алавитов Асада, объявить их братьями по вере и расширить свою шиитскую сферу влияния, - пишет газета. - Турция же должна воспрепятствовать созданию в Сирии региона под контролем курдов с тем, чтобы пресечь сепаратизм собственных курдов".
Комментаторы некоторых других немецких газет не очень верят в прочность достигнутых в Сирии договоренностей. С точки зрения Badische Zeitung, Асад непременно попытается жестоко отомстить всем тем, кто, как он считает, покушается на его власть. "Встанет ли Турция тогда на сторону оппозиции? Схватит ли Россия диктатора за руки? - спрашивает газета и отвечает: - Уместны сомнения на этот счет".
Пессимистичные прогнозы
Вот и комментатор газеты Rheinpfalz считает "запрограммированным" возобновление военных действий, потому что "Анкара хочет иметь, в первую очередь, Россию в качестве союзника для борьбы с курдами".
Frankfurter Rundschau считает, что самое трудное для Сирии еще впереди, а, кроме того, указывает на цинизм политики раздела на сферы влияния. "Едва достигнуты цели, как в этом случае взятие Алеппо сирийскими правительственными войсками и их союзниками, - пишет газета, - так вчерашние поджигатели войны сразу же начинают выступать в роли ангелов мира".
S?dkurier также пишет о том, что перемирие в Сирии стало возможным только потому, что режиму Асада при поддержке российской авиации и иранских военных удалось в конце концов поставить своих противников на колени. Вместе с тем, автор комментария признает, что "впервые намечается завершение смертоубийственной схватки в Сирии".
В Сирии, указывает он, намечается решение, достигнутое исключительно военным путем, а не политическим, на котором все время настаивали западные дипломаты. Причину провала политики Запада в отношении Сирии S?dkurier видит в нерешительности тех, кто пытался усадить за стол переговоров представителей воюющих сторон. "В процессе переустройства раздробленной страны, - говориться в комментарии, - западные дипломаты никакой роли играть не будут".
Или, как считает московский корреспондент ARD Голине Атай (Golineh Atai), "Западу остается только безучастно наблюдать, как Москва берет на себя главную роль в Сирии".
Ответ дипломатов на запрос DW
Следует напомнить, что из всех западноевропейских политических деятелей именно немецкий министр иностранных дел был самым активным сторонником поиска политического урегулирования конфликта в Сирии. Но все его дипломатические усилия успехом так и не увенчались. Может быть, и поэтому в МИД ФРГ медлили с официальной реакцией на перемирие в Сирии?
Корреспонденту DW из дипломатической пресс-службы перезвонили только во второй половине дня, сообщили, что в качестве комментария министра можно рассматривать его интервью, которое будет опубликовано в субботу, 31 декабря, в газете Passauer Neue Presse, и переслали его полный текст.
В этом интервью Штайнмайер называет достигнутое перемирие "обнадеживающим сигналом", но предостерегает от чрезмерного оптимизма. "И России должно быть ясно, что в долгосрочной перспективе в Сирии не может быть военного решения", - заявил он. Если не будет настоящих политических переговоров, считает министр, то возобновление военных действий - это всего лишь вопрос времени.
Устойчивое же политическое урегулирование, по его словам, возможно только при условии участия в переговорном процессе - наряду с Турцией и Ираном - других стран региона, в частности, Саудовской Аравии и Катара.