Режим прекращения огня еще не гарантирует мира на Ближнем Востоке
Россия, Турция и Иран сумели добиться режима прекращения огня в Сирии. Но приведет ли это к полноценному мирному урегулированию конфликта? Анализ обозревателя DW Керстена Книппа. В последние дни 2016 года президент РФ Владимир Путин объявил, что сирийское правительство и повстанцы согласовали режим прекращения огня при посредничестве России, Турции и Ирана. Гарантами прекращения боевых действий с 30 декабря выступают Москва и Анкара. На территории, подконтрольные террористической группировке "Исламское государство" и другим джихадистским организациям, этот режим не распространяется.
В январе Россия и Турция планируют устроить переговоры конфликтующих сторон в Астане, чтобы упрочить режим прекращения огня и добиться полноценного перемирия. Благодаря такому развитию событий Россия и ее союзники подкрепили свое стремление играть ведущую роль в урегулировании конфликта в Сирии.
На стороне Асада
Такие амбиции являются результатом не только их военного участия в боевых действиях, но и дипломатической предыстории нынешнего соглашения. Чуть больше недели назад главы МИД и министры обороны России, Ирана и Турции обсуждали в Москве свои дальнейшие действия. Американского коллегу Джона Керри, как и прочих западных политиков, они на эту встречу не позвали.
Тройка союзников решила не приглашать на консультации и представителей Организации объединенных наций (ООН). В ООН за последние годы неоднократно предпринимались попытки принять резолюции, направленные против режима сирийского президента Башара Асада - и всегда эти постановления отклонялись по причине российского вето. Теперь же Россия и ее союзники де-факто заявили, что и впредь будут поддерживать режим Асада.
"Иран, Россия и Турция в полной мере подтверждают уважение суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики в качестве многоэтнического, многоконфессионального, демократического и светского государства", - указано в совместном заявлении глав МИД России, Ирана и Турции по итогам московской встречи. Тем самым они дали понять, что даже ООН не заставит их отказаться от своих планов по Сирии.
Триумф России, Ирана и Турции
Все отчетливее становится ясно, что США и их союзники едва ли сумеют настоять на собственном представлении о политическом будущем Сирии - прежде всего, на отставке Асада. "После того, как силы, поддерживающие сирийское правительство, смогли завоевать значительные территории, новообразованный союз при фактическом самоустранении всех западных держав практически гарантирует, что Асад и в будущем продолжит править Сирией, какое бы правительство там ни было сформировано", - пишут политические аналитики Бен Хаббард и Дэвид Сэнджер в The New York Times. У эксперта вашингтонского Института ближневосточной политики Эндрю Тэблера такой расклад вызывает обеспокоенность. "Если Турция, Иран и Россия достигли соглашения без участия США, для нас это является проблемой", - рассуждает он.
Впрочем, пока неясно, как на этот внешнеполитический вызов отреагирует избранный президент Дональд Трамп. Взгляд администрации Трампа на Сирию пока, в лучшем случае, известен лишь схематично. Судя по всему, ее приоритетом будет борьба с ИГ и другими подобными организациями. Этот вопрос Москва и Тегеран отчасти закрыли с помощью взятия Алеппо, так что, с точки зрения Трампа, необходимости предпринимать активные действия в Сирии, вероятно, нет. Предположительно, хорошие отношения Трампа и Путина могут привести заодно и к улучшению отношений партнеров России - Ирана и Турции - с новым американским кабинетом.
Сотрудничество Ирана с "Хезболлах"
Остается открытым вопрос, что принесут действия России Ближнему Востоку в целом. У Путина есть два союзника из числа традиционно суннитских держав - Турция и Египет. Но насколько убедительным аргументом это окажется для рядовых представителей данной конфессиональной группы, крупнейшей в регионе, неизвестно.
В целом, это маловероятно. Ведь на стороне Москвы выступает и Иран, чье элитное подразделение Корпус стражей исламской революции (КСИР) на протяжении нескольких лет воевало на стороне ненавистного многим суннитам режима Асада. Кроме того, Тегеран не брезгует обращаться к услугам созданной им шиитской группировки "Хезболлах", которую в США и ряде стран Европы считают террористической организацией.
Скепсис суннитов
Есть и еще причина, по которой присутствие Турции и Египта на стороне России едва ли может успокаивать суннитов. Если режим прекращения огня продержится и даже приведет к урегулированию сирийского конфликта, Иран наверняка пожелает получить политическую награду за свои усилия в виде увеличения своего влияния в регионе. А это означало бы серьезное усиление позиций Тегерана не только в Сирии, но и в Ираке.
К этому, скорее всего, все и идет, полагает политолог Рагида Дергам. "Представители Москвы не станут противостоять этим требованиям, потому что они знают, что Иран хочет прогнать ИГ из Сирии и Ирака, чтобы реализовать там проект шиитского полумесяца (территория от Ирана через Ирак до Ливана, на которую гипотетически будет распространяться власть шиитов. - Ред.). Эта цель является стратегическим приоритетом Тегерана", - пишет она в газете Al Hayat.
Этот проект мог бы лишь усугубить проблемы на Ближнем Востоке. Уже сейчас в борьбе за Мосул видно, сколь напряженными остаются отношения суннитов и шиитов. Сунниты-жители поселений в предместьях Мосула неоднократно становились жертвами актов возмездия со стороны шиитских отрядов. Кроме того, сунниты опасаются выдворения из областей своего проживания. Если шииты станут ведущей силой в районе Мосула, логика конфессионального раскола в Ираке станет еще явственнее, чем прежде. А это может отразиться и на всем регионе.
И на еще одном направлении российско-шиитский триумф может обернуться новыми проблемами. Так, Израиль, уже многие годы противостоящий ливанской "Хезболлах", увидит угрозу с ее стороны и в Сирии. Израильтяне едва ли просто смирятся с этим фактом. По неподтвержденным данным, в конце ноября израильские ВВС уже атаковали позиции "Хезболлах" в предместьях Дамаска. Если присутствие группировки в Сирии продлится, этот авиаудар, очевидно, будет не последним.
Таким образом, нынешний режим прекращения огня, достигнутый благодаря усилиям Москвы и Анкары, - это определенно шанс на урегулирование сирийского конфликта. Но в этом шансе заложены и многочисленные риски.