Новости и события » Культура » Вопреки санкциям: искусство Европы, которое скоро покажут в Москве

Вопреки санкциям: искусство Европы, которое скоро покажут в Москве

Вопреки санкциям: искусство Европы, которое скоро покажут в Москве

Выставка "Искусство Европы 1945-1968" должна была стартовать в Москве, но из-за санкций она сначала открылась в Брюсселе, а сейчас проходит в Карлсруэ. О чем эта экспозиция?"Искусство Европы 1945-1968. Континент, которого не знает Евросоюз" (Kunst in Europa 1945-1968. Der Kontinent, den die EU nicht kennt), - так называется выставка, которая проходит в Центре искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM). Уже в самом названии экспозиции постулируется существование единой европейской культуры и объединяющих континент культурных сил.

Подтверждением тому, что такие силы действуют, в том числе и сейчас, в кризисные для Европы времена, служит сам факт существования этого проекта: он реализуется ZKM совместно c Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и Государственным музейно-выставочным центром "РОСИЗО" в Москве, а также Центром изящных искусств BOZAR в Брюсселе. Экспозиция уже побывала в Брюсселе, а после Карлсруэ она будет показана и в Москве.

Объединяющие тенденции по обе стороны "железного занавеса"

Говоря о культурной общности, не следует забывать о многочисленных войнах и кризисах, потрясших Европу в XX веке, особенно Вторую мировую войну, которую устроители выставки видят как излом цивилизации. Экспозиция напоминает о важных исторических событиях с 1945 по 1968 годы и соотносит их с художественным тенденциями в рамках неоавангарда по обе стороны "железного занавеса" в этот период.

Выставка в Карлсруэ показывает около 500 произведений более чем 200 художников. Они представляют собой широкую панораму общеевропейских культурных тенденций. Здесь есть, например, такие представители западного неоавангарда, как движение Zero конца 1950-х - начала 1960-х годов, к которому принадлежали художники Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Франции и Швейцарии, и Group de recherche d'Art visuell, основанная в 1960 году в Париже. В то время как для первой группы художников важную роль играл свет, вторые придерживались идеи, что движение является неотъемлемой эстетической частью объекта искусства.

На выставке они рассматриваются в контексте сходных тенденций, возникших в тот же период в восточноевропейских странах и СССР. Среди них - "Новые тенденции", впервые заявившие о себе на одноименной выставке в Загребе в 1961 году, в которой принимали участие представители "конкретного искусства" со всей Европы, и группа "Движение", основанная в СССР в 1962 году. Таким образом, экспозиция показывает возникшие тогда новые общеевропейские проявления в искусстве, которые характеризуются стремлением к инновациям, свободе индивидуума, готовностью к риску и сопротивлению, исследованиям и экспериментам.

Абстрактный экспрессионизм против соцреализма

До сих пор внимание искусствоведения в западных странах концентрировалось на абстрактном экспрессионизме, который, как считалось, является символом свободного Запада. В свою очередь, социалистический реализм воплощал консерватизм коммунистического Востока. Сейчас, однако, считается, что эта модель истории искусства сама была продуктом холодной войны. Поэтому выставка предпринимает попытку заново интерпретировать развитие искусства в Европе с общеевропейской перспективы и рассматривает период с 1945 по 1968 год как своего рода ренессанс европейского искусства после катастрофы Второй мировой войны.

Показывая рядом неоавангардистов из восточных и западных стран, экспозиция демонстрирует, что многие новые возникшие в послевоенное время формы искусства, начиная от медийного вплоть до концептуального искусства и акционизма, ведут свое начало из Европы или же возникли параллельно в Западной Европе, США, Восточной Европе и России. Например, представители поп-арта из Восточной Европы, искусство которых зачастую было политически мотивировано, до сих пор менее известны, чем их американские или британские коллеги.

Лицом к будущему

Выставка, которая завершится в Карлсруэ 29 января, официально откроется в Москве 6 марта 2017 года. Первоначально планировалось, что экспозиция будет показана сначала в Москве, а потом уже в Брюсселе и Карлсруэ. Но в процессе ее подготовки возникли трудности с финансированием, которые объясняются, в частности, введением санкций против России в 2014 году, и открытие выставки в Москве было перенесено на более поздний срок. "Санкции сыграли свою роль, - сказал в интервью DW куратор выставки с российской стороны, сотрудник ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве Данила Булатов. - Сократилось государственное финансирование на кризисной волне". Кроме того, было и несколько моментов, когда галереи в других странах отказывали нам в сотрудничестве. В то же время, подчеркнул куратор, выставке оказали поддержку Евросоюз и МИД Германии.

Выставка в Москве пройдет под названием "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968". Эта выставка, отметил Данила Булатов, "стала опытом в ведении диалога между разными культурными зонами об общей судьбе, общих проблемах Европы, об общих идеалах, (возможностью - Ред.) вернуть себя в европейский контекст, из которого нас пытаются политически вычеркнуть. Но российская культура европоцентрична. Мы ориентируемся на Европу в художественном плане. У нас общая травма и общее возрождение".

Германия Франция


Сучасні та економічні методи зведення будівель

Сучасні та економічні методи зведення будівель

У сучасному будівництві швидкість, економічність та універсальність є ключовими факторами при виборі технологій і матеріалів. Швидкомонтовані сталеві будівлі повністю відповідають цим вимогам, завдяки чому вони набувають великої популярності у різних сферах...

сегодня 10:39

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх