Куда уходит очарование старого кино
Почему некогда популярные ленты с участием Бада Спенсера и даже Луи де Фюнеса кажутся сегодня нелепыми, а фильмы с Чарли Чаплином по-прежнему смешат людей?
Есть фильмы, которые все равно, что талисманы. Так, у россиян ни один Старый новый год не обходится без просмотра одноименной сатирической комедии, снятой Наумом Ардашниковым и Олегом Ефремовым 37 лет назад, а Новый год - без мелодрамы Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!" 42-летней давности. Вот и в Германии каждый год в новогоднюю ночь по телевидению показывают черно-белый фильм-скетч Хайнца Дункхазе (Heinz Dunkhase) "Ужин на одного", которому уже больше 50 лет. Несмотря на то, что эта комедия идет каждый год, она до сих пор не набила зрителям оскомину. Ее с удовольствием смотрят миллионы немцев. Чего не скажешь о многих других старых фильмах - порой даже о тех, которые поставлены маститыми режиссерами. Но как истолковать такое явление? Ответ на этот вопрос дает недавнее исследование, проведенное немецким культурологом и журналистом Томасом Кельшем (Thomas K?lsch).
Другие зрительские предпочтения
За последние десятилетия сильно изменился коллективный визуальный опыт людей, - так объясняет данный феномен Томас Кельш. С его точки зрения, особенно чувствуется разница в восприятии старых и современных картин, сделанных в Голливуде. Так, голливудские ленты, создаваемые сегодня, уже с первой минуты захватывают зрителя и не отпускают до самого конца - благодаря динамике действий, насыщенности быстро сменяющими друг друга событиями, ярким эффектам и непредсказуемости финала. В наше время людям, приходящим в кинотеатр или устраивающимся перед телевизором, нужен пресловутый "экшн", причем вне зависимости от жанра кино: его ожидают как в триллере, так и в мелодраме. Даже незначительные паузы кажутся вечностью и вызывают раздражение.
В этом смысле у американо-итальянского фильма "Однажды на Диком Западе", созданного мэтром мирового кино Серджио Леоне в 1969 году и вошедшего в список лучших вестернов, сейчас практически нет шансов завоевать поклонников: ведь в нем есть места, где в течение восьми, а то и десяти минут никто ни за кем не гонится, не стреляет, а значит, по нынешним меркам, - ровным счетом "ничего не происходит". Современного зрителя такое не устраивает: ему ни на что не хватает времени, он постоянно спешит, и ждать, пока развитие сюжета начнет набирать обороты, - для него непозволительная роскошь.
Неудивительно поэтому, что "долгоиграющие" истории, представляющие собой микс из вялотекущих событий и непрекращающегося занудного выяснения отношений между героями, сегодня являются прерогативой телесериалов, которые по большей части обожают располагающие временем - а главное, непритязательные - домохозяйки. На экране кинотеатра такое не пройдет. Тут годятся исключительно зрелищные, динамичные, насыщенные экстраординарными компьютерными эффектами и способные произвести настоящий фурор в зрительном зале блокбастеры.
Без права на искусственность
Основная фишка блокбастеров в том, что созданная в них атмосфера приближена к реальной и обеспечивает максимальный эффект присутствия.
За последние годы зритель настолько привык к этому, что снятые в прошлые десятилетия картины, в которых превалирует граничащая с фарсом наигранность и театральность, он уже воспринимает с трудом. Так, некогда популярные ленты с участием Бада Спенсера и Теренса Хилла, Лесли Нильсона и даже Луи де Фюнеса кажутся сегодня глупыми и нелепыми.
Кинотрилогию Эрнста Маришки (Ernst Marischka) "Сисси" (1955), повествующую о романтических отношениях принцессы Сисси и императора Австрии Франца Иосифа, не спасает даже участие легенды мирового кино Роми Шнайдер (Romy Schneider).
Этот фильм в наши дни многими воспринимается не иначе как банальный китч. О немом фильме ужасов Фридриха Вильгельма Мурнау (Friedrich Wilhelm Murnau) "Носферату. Симфония ужаса", выпущенном в 1922 году, и говорить не приходится. История про трансильванского вампира, в свое время наводящая на зрителей лютый страх, теперь ничего, кроме снисходительной усмешки, не вызывает.
Зато немые комедии, в которых играет Чарли Чаплин, по сей день смешат людей и имеют успех. Как показывают опросы, феномен непреходящей популярности этих воспевающих "маленького человека" картин - в их утонченности: фарс уступает в них место искрометному юмору и легкой, доброй иронии. Искусство Чаплина остается любимым и потому, что он сумел создать образ легкомысленного, доверчивого, но в то же время удивительно достойного, гуманного и бескорыстного героя, какие вызывают симпатии во все времена.
Бессмертные шедевры
Оригинальность сюжета, изысканный стиль, обаяние, ироничность и естественность героев обеспечили вечный успех и таким фильмам, как "Афера" (1973) Джорджа Роя Хилла - с Робертом Редфордом и Полом Ньюманом в главных ролях, "Завтрак у Тиффани" (1961) Блейка Эдвардса - с участием Одри Хепберн и Джорджа Пеппарда, "Общество мертвых поэтов" (1989) Питера Уира - с Робином Уильямсом в главной роли.
То же касается и кинодрамы "Касабланка" (1942), поставленной Майклом Кертисом - с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. У зрителя и теперь слезы наворачиваются на глаза, когда один из героев фильма, невзирая на присутствие в касабланкском кафе группы немецких офицеров-оккупантов, прерывает заказанное ими исполнение песни "Die Wacht am Rhein" и велит оркестру играть "Марсельезу" - настолько приближенно к действительности и без лишнего пафоса поставлена эта сцена. Как, впрочем, и вся картина, заслуженно зачисленная в классику мирового кинематографа.