Что ждет российского хакера, задержанного в Испании
В Испании заявляют, что дело хакера Станислава Лисова, задержанного по запросу Интерпола, рассматривается в соответствии с международными нормами. Что ждет россиянина? В Испании дело таганрогского программиста Станислава Лисова, задержанного в Барселоне 13 января по запросу Интерпола, рассматривается в соответствии с международными юридическими нормами и испанским законом. Об этом заявляют как представители испанской полиции, так и юридические эксперты.
Одновременно они отвергают обвинения некоторых российских СМИ, утверждающих, что в Испании нарушаются права Лисова. Отрицается и возможность его высылки в США, инициировавших через Интерпол задержание программиста по подозрению в хакерской деятельности, без судебного решения.
В соответствии с законом
Гражданин России Станислав Лисов был задержан в аэропорту Барселоны на основании международного ордера на розыск и арест, выписанного ФБР США, рассказал DW представитель испанской полиции Хосе Мария Рубьо. По его словам, испанская полиция действовала "сугубо в рамках международных норм, предписывающих незамедлительно производить арест, затребованных по линии Интерпола лиц, обнаруженных на территории страны".
Рубьо напомнил, что в последние годы полиция Испании задержала немало лиц, разыскиваемых по линии Интерпола российскими коллегами: начиная с гражданина Израиля и Испании Владимира Гусинского, которого подозревали в России в целом ряде экономических преступлений, и кончая брянским предпринимателем Михаилом Кащуком, обвиненным в мошенничестве. Разумеется, резюмировал полицейский, после задержания "Лисов был передан нами не американцам, а в распоряжение испанских судебных органов, которые и должны решить его дальнейшую судьбу".
Процедура экстрадиции
Распространенные в российских СМИ слухи о том, что Лисов может быть передан испанцами в США по некой упрощенной процедуре без судебного решения, вызвали возражения доктора юридических наук Анхеля Мартинеса Прието, профессора Мадридского университета.
"Испания является европейской цивилизованной страной, правовым государством, живущим по общепринятым юридическим нормам", - отметил он. Эти нормы диктуют, что "любая экстрадиция иностранцев, будь-то серийный садист-убийца, террорист, мелкий воришка или хакер, осуществляется лишь по судебному решению".
При этом, продолжил профессор, "вопрос об экстрадиции решается не обычным районным судом, а лишь Национальной судебной палатой (НСП), высокой судебной инстанцией, расположенной в Мадриде". В ней задействованы наиболее квалифицированные юристы - следователи и судьи, которые перед тем как принять решение досконально изучают материалы обвинения, присланные стороной, заинтересованной в экстрадиции. Разумеется, при этом учитываются и показания самого подозреваемого и все документы, которые может представить его защита.
Никаких исключений для союзников
Процедура экстрадиции - не быстрая, отметил далее эксперт. Она может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет - в зависимости от объема документов, представленных обвинением и защитой.
Если НСП принимает решение удовлетворить просьбу на экстрадицию, этот вердикт может быть обжалован в Верховном суде. Он подлежит также утверждению правительством. "Ни для США, ни для какой-либо иной страны, которую связывают с Испанией союзнические отношения, исключений в отношении экстрадиции никогда не делалось".
Так, по данным Мартинеса Прието, в прошлом году Испания отказала Украине в выдаче экс-министра финансов Юрия Колобова, обвиняемого на родине в коррупции. При вынесении решения испанские судьи учитывают лишь такие факторы, как "недостаточная доказательная база, представленная запрашивающей стороной, или ее возможное предвзятое отношение к подозреваемому по политическим или иным мотивам", заключил профессор.