Комментарий: Политика и краудфандинг
Запреты на сбор средств на политические цели напоминают историю с законом об "иностранных агентах" и могут затронуть не только Навального. Комментарий Александра Плющева для DW. Почти год назад, 25 января 2016 года, я ходил на допрос в управление по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России. Я прохожу свидетелем по уголовному делу в отношение соратников Алексея Навального, которые собирали для него пожертвования на предвыборную кампанию 2013 года, когда выбирали мэра Москвы. Стал я им потому, что отправил пожертвование в электронный кошелек Николая Ляскина. За год с лишним до выборов, в которых Навальный теоретически может принять участие, "Яндекс. Деньги" обещает закрыть этот способ финансирования его кампании и вообще запретить собирать деньги на политические цели.
Политический краудфандинг и до сегодняшнего дня был запрещен в пользовательских соглашениях некоторых платежных систем. "Яндекс. Деньги" кивают теперь на них и говорят, что это, дескать, общепринятая практика. Но если общепринятая, почему же до настоящего момента "Яндекс. Деньги" эти цели вполне устраивали?
Почему в разгар кампании по выборам мэра Москвы в 2013 году подобный способ сбора средств никого не смущал? Понятно почему: участие Навального в выборах было санкционировано, сейчас такой санкции нет, и, чем дальше и стремительнее идет повторный процесс по делу "Кировлеса", тем все очевиднее, что и не будет. Глупо винить "Яндекс. Деньги" - он подчиняется регулятору, то есть Центробанку России, на который и ссылается в своем заявлении о грядущем запрете сборов "на политику" через свой сервис.
"Яндекс. Фронда"
"Яндекс. Деньги" - это уже несколько лет как практически не "Яндекс". 75% минус одна акция были приобретены Сбербанком у нидерландской Yandex N.V. в июле 2013 года, за два месяца до выборов мэра. Сам по себе "Яндекс" всегда был и, несмотря ни на что, остается немножечко фрондой, в отличие от своего вечнолояльного властям конкурента - Mail.ru. Лояльного до такой степени, что подавляющее большинство дел по статье об экстремизме открыты на основе записей "ВКонтакте" (входит в Mail.ru Group), администрация которого, как считается, наиболее охотно идет на сотрудничество с людьми в погонах.
"Яндекс" же в подобных ситуациях скорее шел на переформатирование или даже закрытие своих сервисов, нежели допускал серьезное вмешательство со стороны государства. "Яндекс. Деньги", как казалось, и при Сбербанке, умудрились сохранить не только представителей бывшей материнской компании в совете директоров, но и этот свободолюбивый флер. Но против регулятора не попрешь.
Кого боимся?
Власти боятся не политиков, в частности, Навального. Его-то можно не допустить к участию в выборах другими способами. Да и, кажется, в Кремле убедили сами себя, что Путина действительно поддерживает "туркменский" процент населения, о каких конкурентах может идти речь?
Власти боятся не денег в поддержку этих политиков. В конце концов, против того ресурса, который есть у государства и близких к нему олигархов, которых в любой момент можно подоить, ни один краудфандинг не потянет. По данным штаба Навального, к сегодняшнему дню было собрано 13 млн руб, из них около 6 млн - через "Яндекс. Деньги". Даже по кризисным меркам - сущие копейки, в сравнении с ресурсами "конвенциональных" кандидатов и партий.
Власти боятся хоть сколько-нибудь организованного без их участия населения. А тут еще и финансово мотивированного: человек, который пожертвовал своему политику деньги, точно пойдет голосовать за него. И, возможно, даже выйдет за него на улицу, как выходили за Навального не раз. Они где-то слышали про горизонтальные структуры, которые даже могут обходиться без лидеров. И водятся эти структуры, и организуются в интернете. С этим во многом связаны и многочисленные меры по регулированию и цензурированию сети. Чего учудят организованные в ней массы, да еще и с финансовой подпиткой от самих себя - одному богу известно. Вот и страшно.
За компанию с Навальным
Ситуация не может не напомнить про закон об "иностранных агентах", согласно которому практически любая деятельность считается политической. Судя по тому, как развивались события вокруг НКО, история с кампанией Навального может стать только началом разнообразных запретов в области краудфандинга. Поначалу ведь тоже думали, что клеймо "иностранного агента" - это только для подозрительных соросов. А теперь под политическую деятельность подпадает чуть ли не все, что угодно. В данном случае даже легче - не понадобится изменять законодательство, за участников этого рынка все решает регулятор.
Вслед за Навальным запросто может пострадать и Фонд борьбы с коррупцией, который собирает деньги точно таким же способом. А там - коготок увяз, всей птичке пропасть: потом запретят собирать на организацию митингов (помните знаменитый "Кошелек Романовой"? Он тоже пополнялся через "Яндекс. Деньги") наблюдение за выборами, поддержка периодических изданий, помощь заключенным, и т. д. Но, чисто из человечности, оставят благотворительность. Нынешние новости плохи не только для Навального и других политиков, которые привлекают средства тех, кто готов их пожертвовать. Но и, например, для сервисов, типа Planeta.ru, где раздел "Общество" рискует исчезнуть целиком.
Ну а Навальный, если его не посадят по "Кировлесу", да и другие несистемные политики в его ситуации, разумеется, найдут способы привлекать средства сторонников. Уже вовсю принимают биткоины, Навальный собрал ими 1,2 млн руб., не удивлюсь, если в результате разных ограничительных мер эта электронная валюта станет основным способом привлечения средств. И еще меньше я удивлюсь, если в результате криптовалюты в нашей стране окончательно запретят.