Золотая лестница без перил
Лестница - вот неотъемлемая часть урбанистического киевского пейзажа. Ее может быть не видно, но она обязательно есть, потому что с таким рельефом без лестниц не обойтись. Сколько их в Киеве? Как выполняют они свое назначение в общественном пространстве?
Все начинается тогда, когда маленький киевлянин, лишь научившись ходить, тянет свою маму на лесенку у подъезда. Лестницы повсюду, и у каждого есть своя любимая. Картинки сменяют одна другую. Вот стайка школьниц поднимается в конце Театральной площади на улицу Лысенко. Лестница с белыми оштукатуренными вазами и балясинами красиво завершала небольшую площадь позади Оперного театра и объединяла нижнее и верхнее пространство. Вот другая картинка: те же школьники тащат каталку на подшипниках по брусчатке перед Оперным с огромным куском рельса из чьего-то гаража. В школе собирают металлолом, но до школы еще три проходных двора и - совсем забыли - деревянная "драбина" из первого во второй двор. Просто пустили рельс вниз, сломалась перекладина, выбежала дворник. А в школьном дворе такое сокровище металлоломное не на чем было взвесить. Зато после уроков можно было пробежаться уже по настоящей гранитной лестнице вниз мимо такой же лестницы от другой (конечно, "вражеской") школы и распахнуть для себя мир цветущей, в каштанах, уютной улицы Ленина (ныне Богдана Хмельницкого).
А вот картинка чуть позже. Немного ступеней тротуара улицы Лютеранской (тогда Энгельса) - и городской туристический клуб выдает в прокат рюкзаки, котелки и палатки. А потом долгий путь через парк и вниз по лестнице к Пешеходному мосту. Это целое путешествие: поход с ночевкой на берегу Бабьего озера за пляжем на Трухановом острове.
Эта лестница существует и сейчас.
В Киеве сложный рельеф. Люди стараются к нему приспособиться. Городские власти должны о горожанах заботиться, как ответил когда-то городскому голове киевский житель, промышленник и меценат Лазарь Бродский. История с открытым финалом подробно описана известным киевоведом Виталием Ковалинским, и называлась история "Делом о 10 рублях". Уже был выстроен и куплен в собственность театр (Николая Соловцова, ныне им. Ивана Франко), но еще не было дома Городецкого. Владельцу здания театра Л. Бродскому принадлежала и усадьба, то есть земля у театра. Для удобства прохода к театру с Липок Н. Соловцов на свои средства построил деревянную лестницу. Когда город предложил владельцу за свой счет ее ремонтировать, Л. Бродский ответил, что все это частная собственность, а город может для жителей сделать ремонт сам. Городские власти долго торговались, Л. Бродский заявил арендную плату 10 руб. в год, или он закроет свою территорию. Город упрямился, тогда миллионер закрыл проход (понятно, появились дырки в заборе). Время шло. Еще осенью 1918 г. дочь Л. Бродского собиралась в школу, но вскоре семья покинула Киев навсегда. "Дело о 10 рублях" закончено не было. Происходят странно исключительные случаи, когда другой наследник меценатов возвращается на родину предков и находит свою дверь заштукатуренной, а входить нужно по ступенькам с перильцами, напоминающими вход в советский пансионат 60-х.
Лестницы бывают разные. У нас целые улицы-лестницы, как улица И. Франко. Лесенки на Татарку с Подола, с Глубочицкой улицы, с улицы Мечникова в Александровскую больницу, на Владимирской горке, позади церкви св. Николая на Аскольдовой могиле, за Михайловским собором. В Михайловском можно увидеть древнюю лестницу, как говорят, "родную" собору в 12 в. Сейчас уровень пола в храме выше древнего, поэтому винтовая современная лестница ведет вниз, в крещальню, и под стеклом видны древние ступени. По легенде, там прятали мощи св. Варвары во время монголо-татарского нашествия.
Лестница-чудесница - так когда-то называли эскалаторы первых станций метро. Такие эскалаторы могли бы существовать в Киеве параллельно с нашими крутыми подъемами и спусками, которые доступны физически развитому человеку. Такие эскалаторы существуют в европейских городах, а от ветра или снега их защищают легкие конструкции. Да, в Киеве такие эскалаторы предполагались во время восстановления после войны Крещатика и прилегающих крутых улиц. Пандусы, лифты, эскалаторы, велодорожки, канатки... Да мало ли что еще могло бы сделать наши холмы, а значит, и лестницы более доступными, притягательными объектами урбанистического пространства, чтобы киевлянин и гость могли "подняться на холм, а спуститься с горы".