Генеральный директор Побужского ферроникелевого комбината Олег Беспалов: «Повышение тарифов заберет у нас деньги, которые мы могли бы вложить в оборудование и улучшение условий труда»
Согласно официальной статистике за 2016 год, отечественная промышленность продемонстрировала рост на 2,4%. Также, по данным Госстата, наибольший рост продемонстрировала Кировоградская область, промышленность которой выросла на 18,5%. Основным источником этого роста стал Побужский ферроникелевый комбинат, расположенный в пгт Побугское Кировоградской области.
В беседе с «Бизнес Онлайн» генеральный директор комбината Олег Беспалов поделился своим виденьем ситуации и планами предприятия на 2017 год.
С какими результатами комбинат окончил прошлый год? Удалось ли выполнить все, что было запланировано?
У нас были небольшие проблемы с выполнением производственного плана из-за перебоев в поставках, однако мы реализовали все запланированные мероприятия по модернизации производства, экологии и социальным программам. Показатели по последним - даже немного выше запланированного.
Что планируете на текущий год? Будут ли внесены изменения в имеющиеся планы комбината, с учетом опыта прошлого, не самого благоприятного года?
В прошлом году мы закончили проектные работы по оборудованию и реконструкции газоочистных сооружений на комбинате.
В соответствии с ранее обозначенными мероприятиями по защите окружающей среды, в этом году мы планируем начать строительно-монтажные работы по обустройству и реконструкции существующих газоочисток ПУТ, вращающихся трубчатых и рудно-термических печей. Кроме этого, мы планируем капитальные ремонты РТП-1 и трубчатых вращающихся печей, перейдя с этапа выполнения проектных работ на этап строительства.
Какие запланированы инвестиции?
Планируемые инвестиции только в экологические проекты составляют не менее 30 млн. грн. В наших планах - как проведение предварительного этапа строительно-монтажных работ, так и приобретение необходимого вспомогательного оборудования, металлопроката и, собственно, оборудования газоочистки.
Также мы выделили средства на проведение текущих и капитальных ремонтов и обслуживание производства в 2017 году. Отдельно хотим упомянуть об уникальном ремонте РТП-1, который будет выполняться совместно с канадской фирмой Hatch. Впервые мы будем проводить замену свода печи и ремонт металлического торца печи без ее полной перефутеровки, а также выполнять ремонты ТВП-4 и ТВП-1.
Кроме того, разработаны планы по замене трансформаторов для РТП-1. С учетом стоимости одного трансформатора примерно в 15 млн. грн., в этом году мы планируем приобретение первого из них. Кстати, трансформаторы производятся на Украине, Запорожским трансформаторным заводом. Если ничего не помешает, мы также планируем начать замену транспорта: думаем о приобретении двух большегрузных карьерных самосвалов взамен выработавших свой ресурс.
С первого января в Украине повысили минимальную заработную плату. Не секрет, что многие бизнесмены приняли это нововведение в штыки. Как у Вас на предприятии обстоят дела с зарплатой для персонала?
С первого января мы подняли заработную плату всему персоналу на 10%. А тем категориям работников, чья зарплата была ниже нового уровня минимальной заработной платы, мы увеличили оплату труда до установленного законодательством уровня.
Как сильно повлияет на реализацию Ваших планов повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки?
Я уже неоднократно говорил, что поскольку бюджет уже сформирован и наши планы не предусматривали незапланированное и необоснованное увеличение тарифов, это, безусловно, окажет свое отрицательное влияние. Но мы будем проводить все экологические программы и модернизацию производства, не отказываясь от них. Возможно, мы лишь перенесем реализацию отдельных мероприятий на 2018 год.
Существует ли на комбинате вариант плана развития, который учитывает негативное развитие ситуации?
Разумеется. Все мероприятия, которые запланированы нами, разделены на две категории: первая - обязательные к исполнению, и вторая, - выполнение которых можно отложить на время. Если у нас по каким-то причинам не хватает финансов, мы рассматриваем мероприятия 2й категории так, чтобы, возможно, перенести некоторые из них без ущерба для производства и ухудшения экологии предприятия. Как правило, это относится к мелким ремонтам оборудования, многие из которых мы можем выполнить своими силами без привлечения подрядчиков. Будем искать какие-то нестандартные ходы. Да, это несет определенные риски, но из-за снижения финансовых возможностей мы вынуждены идти на это.
Но я еще раз подчеркну, что на крупных ремонтах, требующих специальных разрешений и лицензий, мы экономить не намерены, также как и на мероприятиях, направленных на улучшение экологии и производительности. Но, безусловно, повышение тарифов заберет у нас те деньги, которые мы могли бы вложить в оборудование и улучшение условий труда.
А социальные программы тоже подпадают под режим экономии?
Снижение социальных программ вообще не рассматривается. Это твердая позиция собственников предприятия. Ни одна из реализуемых программ в Побугском не подверглась корректировке.
Уже довольно давно ходят разговоры о возможности перепрофилирования производства ПФК на использование местных руд. Как Вы относитесь к таким проектам?
Как я говорил ранее в интервью (ред. ДС), мы изучили 19 месторождений по всей Украине. К сожалению, в них крайне бедное содержание никеля - ниже 1%, но высоко содержание железа. Это не та руда, из которой можно плавить качественную, пользующуюся спросом продукцию, где содержание Ni в ферроникеле - не менее 20%* (ссылка на интервью в конце текста).
Кроме того, переработка чистой руды потребует установки оборудования для ее обогащения. Без обогащения и предварительного удаления «лишнего» железа из руды мы просто размоем гарнисажи футеровок наших печей и выведем их из строя. Иными словами, необходимо разобрать действующее производство и построить новое. А стоимость только одной современной рудно-термической печи достигает $30 млн., и это - не считая существенного увеличения затрат на извлечение никеля из руды. Кроме того, на сегодняшний день ферроникель с содержанием никеля ниже 20% на рынке не востребован. Поэтому экономической выгоды от подобного перепрофилирования я не вижу.
Второе направление - углеродистый феррохром. Мало того, что содержание хрома в местных рудах довольно низко, и они непригодны к плавке без обогащения, так эти руды еще и мелкофракционные. Это значит, что для нормального ведения технологии нам необходимо приобретать дорогостоящую кусковую импортную руду не менее 50% в смеси, а это вряд ли будет экономически выгодно. Также все почему-то забывают, что при переработке этих руд получается шестивалентный хром, - вещество, которое способно негативно влиять на окружающую среду и здоровье людей. В Европе и Америке отказываются от его переработки. Зачем же нам строить подобное производство? Мало того, что придется уничтожить существующее, но и экологии будет нанесен существенный ущерб. И это после того, как нам удалось переломить ситуацию с вредным влиянием нашего производства и «наследием» предыдущих собственников предприятия. Благодаря постоянным инвестициям в природоохранные программы экологическая ситуация в регионе значительно улучшилась. Показателем служит то, что на территории комбината постоянно живут голуби, фазаны и белки, а в окрестностях пгт Побугское впервые за много десятилетий появились олени. Да сам воздух по чистоте скорее напоминает деревенский, чем промышленного центра.
Ссылка на интервью ДС.