1 февраля. Памятные даты
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения "поэта железа и огня" - Евгения Маланюка.
Евгений Филимонович Маланюк (1897-1968) - украинский поэт, критик, литературовед. Родился 20 января (по ст. стилю) в Архангороде на севере Херсонской губернии. Происходил из старой казацкой семьи. Его фамилия встречается в реестрах старшин периода Хмельниччины. После уничтожения Сечи Маланюки стали чумаками. "Матери я обязан две вещи: сердце и искусство, а отцу - основы его интеллектуального и мировоззренческого развития", - писал Маланюк. Родительскую землю, родные сердцу места он неоднократно воспел в поэтических строках. Учился в реальном училище провинциального Елисаветграда (ныне Кропивницкий), который в ту пору был настоящим культурным центром. Запоем читал - русскую классику, немцев, французов... Настоящим откровением стала для него, тринадцатилетнего подростка, книга маркиза Астольфа де Кюстина "Россия в 1839 году", где весьма критически говорится и о русской ментальности, и об истоках русского месиянизма, что есть на самом деле об обычном экспансионизме. Во время Первой мировой войны Маланюк закончил Киевскую военную школу, воевал на Западном фронте. За боевые заслуги произведен в поручики. Впоследствии - сотник Украинской армии, служил в оперативном отделе Генштаба, был адъютантом командующего Армии УНР Василия Тютюнника. Когда войско отступило за Збруч, был интернирован и в польском лагере написал первые стихи на украинском языке. Отсюда начинается настоящий Маланюк-поэт: точный, острый, лаконичный и абсолютно бескомпромиссный. Вся его раннеюношеская сентиментальность с акмеистическо-символистскими "ахами" и "охами" осталась в прошлом. Зато появился "поэт волевого прорыва", "железных император строф", "поэт стальной воли". Тот, кто, оставив позади все приторно-слащавую "зоресоловейщину", найдет в себе мужество и силу назвать "родную мать" Украину "проституткой ханов и царей". Многих это коробило. И не только в советской Украине, где Маланюка называли не иначе как "петлюровским недобитком", но и в эмигрантской среде. Все сборники Маланюка выходили за рубежом. Первый, "Стилет и стилос" (1925) - в Подебрадах (эта книга стала этапной для всей украинской поэзии), "Гербарий" (1926) - в Гамбурге, "Земля и железо" (1930) - в Париже, пять следующих - в США, где поэт жил после войны. Последний сборник его стихов "Кольцо и посох" вышел уже после его смерти в Мюнхене (1972). Стихи послевоенных лет открыли в нем скрытого лирика; его поэзии стали более мягкими и элегическими. А еще были многочисленные эссе, публицистические и литературно-критические статьи - "Очерки по истории нашей культуры", "К проблемам большевизма", "Малороссийство". Маланюк выразил надежды нации и сформулировал то, от чего ей надо отказаться. "Малороссийство, - писал Маланюк в одном из своих эссе - это та проблема, которая первой встанет перед государственными мужами уже государственной Украины". Пророческие слова.
С 1 по 7 февраля, по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, проходит Всемирная неделя гармоничных межконфессиональных отношений. 20 октября 2010 года, на своем 34-м пленарном заседании Генеральная Ассамблея ООН признала насущную необходимость в диалоге между различными конфессиями и религиями с целью налаживания взаимопонимания, согласия и сотрудничества между людьми. В подтверждение этого была издана резолюция, которая провозгласила первую неделю февраля Всемирной неделей гармоничных отношений между всеми религиями, вероисповеданиями и конфессиями. Было также отмечено, что моральным долгом всех религий и вероисповеданий является стремление мира, терпимости и взаимоуважения. ООН призвала все государства мира на добровольной основе поддерживать в течение недели распространение идей межконфессиональной гармонии и доброй воли в церквях, мечетях, синагогах, храмах и других молитвенных домах во всем мире на основе любви к Всевышнему и любви к ближнему. Уважая собственные традиции, стоит с уважением относиться к представителям других религиозных предпочтений. В Украине издавна рядом живут представители многих религий и конфессий: православные христиане, католики, греко-католики, мусульмане и буддисты, иудеи, протестанты, евангелисты и др. На сегодня в Украине зарегистрировано более 30 800 организаций более ста различных религиозных течений.
Юбилеи дня:
лет со дня рождения Владимира Донатовича Орловского (1842-1914), украинского живописца пейзажиста. Участвовал в деятельности Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, был одним из организаторов Киевского художественного училища. Среди произведений: "Крымский пейзаж", "В степи", "Деревня", "Рыбаки", "Жатва". Был представителем академической школы. Его при жизни называли "звездой первой величины наравне с Айвазовским". Интересно, что одним из первых, кто распознал художественный талант Владимира Орловского, был Тарас Шевченко. В письме от 2 декабря 1860 года к директору Второй киевской гимназии Михаилу Чалому (первый биограф Кобзаря), Шевченко пишет: "Ко мне каждый день приходит Орловский, кажется, из него будут люди". Сам художник писал: "Живопись люблю больше жизни, ради нее с детских лет претерпел много горя, проклятие отца, горькие слезы матери..." Вскоре он стал одним из самых высокооплачиваемых художников Российской империи. Писал картины для аристократических салонов Петербурга и Киева, для загородных дворцов императорской семьи. Картины его часто не доходили даже до выставок, его сопровождали постоянный успех и материальное положение. Но время все расставило на свои места и сейчас рядовому любителю живописи имя Владимира Орловского неизвестно.
лет со дня рождения Оксаны Михайловны Лятуринской (1902-1970), украинской писательницы, скульптора, общественного деятеля. В начале 20-х годов нелегально попала в Германию, затем переехала в Прагу, где в то время был один из ведущих центров украинской эмиграционной жизни. Она активно включается в общественную и культурную жизнь украинской эмиграции. Сотрудничает в Союзе украинок. Знакомится с поэтами-эмигрантами Евгением Маланюком, Алексеем Стефановичем, Еленой Телигой и Олегом Ольжичем. В Праге Лятуринская окончила Украинскую гимназию, поступила в Чешскую Высшую художественно-промышленную школу, посещала Украинскую студию пластических искусств. Скульптура, резьба, а также живопись стали, по признанию самой художницы, основной ее специальностью на всю жизнь. В ее художественном наследии были скульптурные и живописные портреты Марка Вовчка, Михаила Грушевского, Александра Олеся, Симона Петлюры, Евгения Коновальца и других выдающихся украинцев. Ярким художественным явлением стали также и писанки Лятуринской, которые удостоились самых высоких оценок знатоков и поклонников писанок. Что касается литературной ее деятельности, то первый сборник "Гусли" выдала в 1938 году. Однако, творческой вершиной Лятуринской стал второй поэтический сборник "Княжья эмаль". Лятуринская является также автором произведений для детей, статей научно-публицистического характера. Примечательно, что ранние стихи Оксана Лятуринская писала на русском языке, но после прочтения книги Александра Олеся "С печалью радость обняла", начала писать исключительно на украинском. После Второй мировой войны Лятуринская жила в Германии, с 1949 - в США. В Америке она тяжело болела, потеряла слух. Умерла в Миннеаполисе. Ее останки перевезли в украинский пантеон Баунд-Брук, штат Нью-Джерси. Украинская община построила на ее могиле скромный памятник - крест. Об Оксане Лятуринской оставили воспоминания Галина Лащенко и Юрий Шорох.
лет со дня рождения Такаши Мураками (1962), всемирно известного японского художника, скульптора и дизайнера в стиле нео-поп. Склонные к сравнениям журналисты давно прозвали Мураками "японским Уорхолом". Его работы - это невероятная, взрывная смесь высокого и низкого. Сразу, что бросается в глаза - это влияние на его работы популярных в Японии мультфильмов аниме и комиксов манга. Его скандальная скульптура "Мой одинокий ковбой" была продана на аукционе за более чем 15 млн долларов. Сотрудничал с Марком Джейкобсом - креативным директором Louis Vuitton - художник раскрашивал монограммы легендарного бренда и вообще, сделал его аксессуары несколько хулиганскими (те работы сейчас стоят огромных денег и приобрести их можно на аукционах), а также с Gucci и Vans. Такаши Мураками создает немало дизайнерских вещей - от сумок, диванных подушек, заканчивая ковриками для компьютерной мыши. В 2010 году работы Мураками выставлялись в Версале. Экспозиция имела большой резонанс: скульптуры японского поп-арта в барочных интерьерах французского дворца выглядели не менее парадоксально. Многих французов возмутили эротические мотивы в некоторых работах автора. С 2002 года Такаши Мураками является куратором выставки современного искусства GEISAI, которая происходит в Токио два раза в год. Кроме художественного таланта Такаши Мураками можно еще и назвать гениальным маркетологом: все свои шаги в области современного арт-искусства он скрупулезно просчитывает. Художник живет в Токио и Нью-Йорке. Работы Мураками демонстрировались в PinchukArtCentre в 2011 году. Такаши Мураками стал единственным художником в списке "100 самых влиятельных людей мира" по версии журнала Тиme.
Годовщина смерти:
лет со дня смерти Амет-Хана Султана (1920-1971), крымскотатарского военного летчика, героя Второй мировой войны. В 2013 году крымскотатарский телеканал ATR (режиссер и исполнитель главной роли Ахтем Сейтаблаев) снял художественный фильм "Хайтарма" - первый в истории независимой Украины полнометражный крымскотатарский художественный фильм в котором говорится о сталинской депортации крымскотатарского народа. Главным героем фильма является Амет-Хан Султан.