Выживает сильнейший: что готовит государство детям с задержкой развития
Министерство образования не устает радовать нас новыми мыслями и идеями. Пресс-служба Министерства образования и науки сообщила, что с первого сентября 2017 года детей с задержкой психического развития, в связи с закрытием спецшкол и заведений, постепенно начнут переводить в обычные общеобразовательные классы, где они будут учиться наравне со всеми.
Осуществить задуманного МОН обещает за пять лет. В течение первого года планируют остановить работу специальных подготовительных и первых классов в школах-интернатах, а за всю "пятилетку" полностью закрыть школы для детей с задержкой психологического развития.
Дети с такими особенностями будут проходить специальную дошкольную подготовительную программу. После чего они перейдут в специальные и инклюзивные классы общеобразовательных школ.
В Министерстве считают, что такая практика пойдет на пользу не только детям с ЗПР, но и их ровесникам.
"Это поможет обеспечить равный доступ к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями, будет способствовать их успешному обучению, развитию и социализации. Кроме того, они получат возможность получать образование, проживая дома в семье.
Мировой опыт свидетельствует, что такие мероприятия не только способствуют формированию толерантного и открытого общества, но и лучшему обучению детей с особыми образовательными потребностями", - говорится на сайте Министерства.
Какова реальность?
Задержка психического развития (ЗПР) - это когда память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Это отклонение проявляется в раннем детстве, его трудно рассмотреть на первых этапах. В период полового созревания ситуация может как усугубиться так и улучшиться. Но, тем не менее, для детей с таким диагнозом нужна специальная программа.
Готово ли общество к такому шагу?
"Если государство не может обеспечить медицинское обслуживание таких вот детей, сокращает расходы на содержание специализированных интернатов, где дети учатся там в классах до 7 человек - то судя по всему, оно хочет положить эти проблемы на плечи родителей и учителей. На сегодняшний день наше общество не готово принять таких деток в свои стены. В течении 5 лет будет принята программа, которая будет реализована министерством образования. А это нужно дать знание учителям, подготовить родителей и детей. Наше общество не толерантно и экономическая ситуация в стране не позволяет говорить о развитии этой толерантности к больным детям", - комментирует Евгения.
Дело в том, что это понятие толерантности в воспитании украинского населения отходит на второй план. По сравнению с остальным миром, где в прогрессивных европейских и американских странах этот вопрос остро рассматривается и регулируется с помощью закона - украинцы в куче своих экономических и политических проблем не дошли еще до понятия толерантности.
"Готово ли наше общество принять эту позицию? Я считаю, что это позорно для государства, оно не готовит людей к этой проблеме, то есть к принятию таких детей. Кроме того, ставят такие сроки - всего лишь 5 лет, чтобы перенаправить систему из медицинского направления в образовательное", - заметила психолог.
Вряд ли спецшколы - это первый шаг к толерантности в обществе. Ведь нужно время и почва для осмысления и принятия. На данный момент складывается такая ситуация, что детей с ЗПР буквально "бросают на растерзания" в жесткую для них среду и смотрят, как же они выберутся из этой ситуации. С другой стороны - до конца не понятно, как будут формироваться здоровые дети, глядя и участвуя в этом.
"Мы просто столкнемся с тем, что проблемные детки не будут приняты обществом, и вряд ли они адаптируются. У нас сейчас подрастающие поколение настолько эгоистично и достаточно агрессивно. И эта агрессивность прогрессирует с каждым годом. Дети не готовы принять разницу больного ребенка с ними. Они будут это высмеивать и задирать. Если не будет выделено соответствующе отдельные помещения для детей с отклонениями - это государство просто жестоко поступает по отношению к ним. Меня страшит такая ситуация, потому, что мы детей толкаем к тому первобытному инстинкту "выживает сильнейший", - описывает ситуацию специалист.
Что с программой?
Помимо принятия и толерантности Евгения считает, что есть еще образовательная проблема. Насколько ребенок с ЗПР способен воспринимать информацию и в каком формате. Урок длится 45 минут и не у каждого ученика хватает усидчивости, что уже говорить, про ЗПР. Так же обычная школа требует справляться с интеллектуальной нагрузкой, которая дается программой. Специалист, не уверена, что это под силу ребенку с отклонением. То есть, сперва нужно разрабатывать отдельную школьную программу по возможностям детей с ЗПР. Кроме того для них нужен мед работник, который будет постоянно находиться в этом классе и следить за состояние ребенка, такую ответственность нельзя перекладывать школьных учителей.
В итоге складывается впечатление, что кому-то понадобилось помещение школ-интернатов под свои личные цели, а это прикрыли вопросом развития толерантности. Такая глобальная задача, которая требует серьезной подготовки и модернизации школ - решается на скорую руку.
"Это не только проблема толерантности, это еще и гуманность нашего общества. К сожалению, это непреодолимо в течение 5 лет, это преодолимо в течение одного поколения. То есть, это должно как минимум два поколения проводиться огромная работа в принятии в обществе инвалидов, как полноценных его членов. У нас на сегодняшний день вообще инвалиды не приняты", - заявляет специалист.
Идея хорошая - но почва не готова
Если это все же благое намерение улучшить жизнь детей-инвалидов - то явно начало не совсем удачное. Скорее всего, школы будут сами искать причину отказа родителям детей с ЗПР или будут предлагать дистанционное обучение. Такие дети требуют особого внимание и подхода, и не каждый родитель может самостоятельно растить и развивать их в правильном ключе. Трудно предугадать реакцию детей с ЗПР на самые обычные школьные ситуации, когда дети пытаются найти общий язык, делят игрушки, или что-то одалживают. Насколько они смогут ориентироваться в конфликте?